Выполняется при поддержке РГНФ Проект № 15-33-12016
О.Э. Мандельштам читает стихи в кабаре «Привал комедиантов»
Главная / Образы революции / О.Э. Мандельштам читает стихи в кабаре «Привал комедиантов»
О.Э. Мандельштам читает стихи в кабаре «Привал комедиантов»

О.Э. Мандельштам читает стихи в кабаре «Привал комедиантов». Среди зрителей К.Д. Бальмонт, А.А. Ахматова, Г.В. Иванов. Рисунок С. Полякова. 1916


    Литература, Советской России и рус­ского зарубежья периода 1917—30-х. 19 в. за­вершился своего рода расцветом предрево­люционной культуры, причём реалистич. традиция отвергалась, и в поэзии, прозе, кри­тике и драме открывались новые горизонты. Проникнутое мистицизмом, религиозно­стью и разочарованием в жизни, впитавшее западноевропейские веяния «конца века» и как бы напоённое предчувствием грядущих революц. потрясений, лит. движение вначале называлось декадентским, а в период зрело­сти — символистским. Его приверженцы вменяли художнику в обязанность образное воссоздание «ощущения невыразимого», не именование предметов и эмоций, но скорее намёки на них с помощью особого слово­употребления и звукописи, призванных пе­редавать символич. обертоны и двойствен­ные значения. Движение культивировало изысканность формы, поклонение красоте, иск-во для иск-ва. Среди многих писателей-символистов можно выделить B.C. Соловьё­ва, В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, К.Д. Бальмонта, В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, А. Белого и А.А. Блока. Октябрьскую рев. 1917 рус. интеллигенция встретила в целом враждебно, хотя в большинстве своём она была и не за белых, даже несмотря на то, что представители её и последовали за белыми армиями сначала в р-ны, занятые ими, а за­тем в эмиграцию. Но среди писателей, поэ­тов, драматургов было немало тех, кто сразу встал на сторону большевиков. Иск-во на­полнилось новыми идеалами и новыми сю­жетами. Впервые в истории культуры труд предстал как форма служения народу, как труд созидательный. Революц. борьба, Граж­данская война, стр-во новой экономики, пе­ревоспитание человека (формирование но­вого типа личности) стали основными тема­ми в иск-вс. В июле 1921 в Праге вышел небольшой сб.— «Смена вех» (см. Сменове­ховство). В сб. признавался и даже превоз­носился глубоко рус. характер новой рев., к-рая расценивалась как зверский и крова­вый, но по-своему положительный период нац. истории. Идеи сменовеховства на про­тяжении мн. лет питали процесс перехода на сторону сов. власти и возвращения из эмиг­рации на Родину. Среди работников культу­ры, особенно в группах авангардистов, зву­чали голоса искренней поддержки рев., вплоть до вовсе сектантского «ухода в революцию» с её обещаниями обновления образа жизни и всей цивилизации. После Рев. 1917 по всей стране появилось множество разл. лит. групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после се­бя к.-л. заметный след. Только в одной Мос­кве в 1920 существовало более 30 лит. групп и объединений. Нередко входившие в эти группы лица были далеки от иск-ва. Так, напр., была группа «Ничевоки», провозгла­шавшая: «Наша цель: истончение пюэтпроизведения во имя ничего». В годы Рев. и Граж­данской войны активизировались «устные» формы лит. жизни; в историю вошли кафе «Стойло Пегаса», «Кафе поэтов», «Привал комедиантов», «Красный петух», «Десятая муза» и др. В обилии группировок сказыва­лись и разные художеств, пристрастия и идейное размежевание. Руководство боль­шевистской партии с самого начала пыта­лось подчинить себе всю идеологич. жизнь страны, но в 1920-е ещё не была выработана и отработана «методика» такого подчине­ния. Естественно, что такое «попустительст­во» со стороны партии в сфере иск-ва не мог­ло не сказаться на его содержании и направ­лениях. Так, лит. критик А.К. Воронский на совещании в ЦК РКП(б) в мае 1924 говорил: «У нас создалось такое положение, что, вме­сто мощного потока писателей-коммунистов или рабочих-писателей, мы имеем ряд от­дельных литературных кружков». «Кружко­вой дух» отравлял лит. атмосферу 1920-х, способствуя разрастанию окололитератур­ных кругов. Группа Воронского дискредити­ровала творчество В.В. Маяковского и герои-ко-романтич. стилевое течение в сов. Л. Её противники — идеологи пролетарского иск-ва — высокомерно отзывались о творчестве М. Горького, С.А. Есенина; футуристы отвер­гали «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Разгром» А.А. Фадеева и т. д. Отдельные группы развивались на фоне более крупных лит. объединений, включающих в свой со­став писателей прежде всего двух лит. сто­лиц — Москвы и Петрограда. Всероссийский союз поэтов функционировал в Москве в 1918—29 и был связан с именами В.В. Ка­менского, Брюсова, Г.А. Шенгели; в Петро­граде в 1920—22 и 1924—29 — при участии А.А. Блока, Н.С. Гумилёва, Н.С. Тихонова. Объединяя поэтов разных направлений и школ, Союз способствовал изданию книг, поэтич. сб. и альманахов, устраивал лит. ве­чера. Всероссийский союз писателей возник в 1918 и также имел Московское и Петро­градское отделения. В Москве пред. союза был Б.К. Зайцев, активную роль в пору со­здания Союза играл И.С. Шмелёв. Большую работу провёл Петроградский Дом искусств (1919—23), лит. студии — Е.И. Замятина, Н.С. Гумилёва, К.И. Чуковского. Наряду с Домом литераторов он был «кораблём», «ковчегом», спасавшим петроградскую ин­теллигенцию в годы революц. разрухи. В марте 1918 в Петрограде был образован Союз деятелей художественной литературы (СДХЛ). В него входили М. Горький, А.А. Блок, Н.С. Гумилёв, А.И. Куприн, Е.И. Замя­тин, К.И. Чуковский и др. Объединение ставило перед собой задачи защиты деятелей художеств. Л., помощи начинающим худож­никам слова из демократия, молодёжи и да­же партийного руководства. Однако уже к маю 1919 объединение перестало существо­вать, распад был предопределён двумя круп­ными инцидентами внутри СДХЛ, после че­го группа писателей во гл. с Горьким вышла из Союза. Необходимо отметить старейшее Об-во любителей рус. словесности (1811 — 1930), среди председателей и чл. к-рого были почти все известные рус. писатели. В 20 в. с ним были связаны имена Л.Н. Толстого, B.C. Соловьёва, В.Г. Короленко, В.В. Вересаева, М. Горького, К.Д. Бальмонта, Д.С. Мереж­ковского, В.Я. Брюсова, А. Белого, В.И. Ива­нова, М.А. Волошина, Б.К. Зайцева, А.И. Куприна, Н.А. Бердяева. Но ведущее место в лит. процессе послеоктябрьских лет заняла, как указывалось в сов. литературоведении, пролетарская Л. Наиб, активную деятель­ность в первые годы Рев. развивали поэты и прозаики Пролеткульта. Оформившись 19.10.1917 (т.е. за неделю до Октябрьской рев.), он стал самой массовой и наиб, отвеча­ющей революц. задачам орг-цией и объеди­нял большую армию профессиональных и полупрофессиональных писателей, вышед­ших гл. обр. из рабочей среды. Наиб, извест­ны А.А. Богданов, М.П. Герасимов, А.К. Гастев, В.Т. Кириллов, В.Д. Александровский, критик В.Ф. Плетнёв. Пролеткультовцы считали необходимым отказаться от куль­турного наследства, резко противопоставля­ли пролетарскую культуру всей предшеству­ющей («буржуазный язык», «буржуазная литература», по их мнению, должны были исчезнуть). Деятельность Пролеткульта бы­ла подвергнута резкой критике В.И. Ленина, а в нач. 1920-х ликвидирована в администра­тивном порядке. В 1920 из Пролеткульта вы­шла группа поэтов, к-рая образовала свою группу — «Кузница»; до 1922 она выпускала одноименный журнал, ставший фактически органом независимого от Пролеткульта Все­российского союза пролетарских писателей, к-рый был учреждён на 1-м Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920. Его ядром и стала «Кузница». Начиная со второй пол. 1921 Союз получил назв. Всероссийская ассоциация пролетар­ских писателей (ВАПП). Именно с творчест­вом входивших в пролетарские орг-ции пи­сателей связана та тенденция в Л., к-рая по­лучила потом определение Л. социалистич. реализма. В 1917 в Петрограде образовалась лит. группа «Скифы», возглавляемая Р.В. Ивановым-Разумником. В неё входили писа­тели разных школ и направлений, их объеди­няли вначале близость к левым эсерам, по­том — на первых порах — сотрудничество с сов. властью и, главное, издание сб. «Ски­фы» (вышло всего 2 выпуска). Акмеисты, в своё время объединившиеся в группу «Цех поэтов» (1911 — 14), после Октябрьской рев. возобновили организационную деятель­ность. Истинным вождём, душой этого на­правления был Гумилёв. Вернувшись в 1918 в Россию, когда др. спешно её покида­ли, он при Доме иск-в открыл студию «Зву­чащая раковина», заново создал «Цех поэ­тов» (1920—22). Была продолжена скрытая полемика акмеистов с символистами: О.Э. Мандельштам в статье «О природе слова» говорил о лжесимволизме, эстетика акмеиз­ма находила своё развитие не только у его признанных оставшихся в России масте­ров — А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, М.А. Кузмина, СМ. Городецкого, но и поэтов нового поколения, таких, как молодой Н.С. Тихонов. Особую роль в развитии пролетар­ской Л. сыграли футуристы. Большинство футуристов, прежде всего кубофутуристы, считая себя «новыми людьми новой жизни», восторженно приняли Октябрьскую рев., мечтали о мировой рев. (хотя Д.Д. Бурлюк оказался в эмиграции). «Председателем Земного шара» объявил себя В. Хлебников. В трудном 1918 футуристы получали бумагу и типографские услуги, почти бесплатно от­крывали кафе с эстрадой. В январе 1919 С.А. Есенин, Р. Ивнев, А.Б. Мариенгоф, ВТ. Шершеневич и др., именовавшие себя «Верхов­ным Советом Ордена имажинистов», высту­пили с изложением принципов нового, аль­тернативного футуризму (это оговаривалось специально) лит. направления — имажиниз­ма. В отличие от футуристов, искавших сты­ка между иск-вом и социалистич. практикой, имажинисты провозглашали «победу образа над смыслом», они считали всякое содержа­ние в художеств, произв. таким же глупым и бессмысленным, как наклейки из газет на картины. В нач. февраля 1921 неск. молодых писателей при Доме иск-в образовали груп­пу «Серапионовы. братья» (по назв. кружка друзей в одноимённом романе Э. Гофмана). В неё вошли В.В. Иванов, К.А. Федин, Н.С. Тихонов, М.М. Зощенко, В.А. Каверин, М.Л. Слонимский. «Серапионы» уделяли боль­шое внимание многообразию творч. подхо­дов к теме, занимательности сюжетостроения, фабульному динамизму. Художеств, опыт «серапионов» высоко ценил и поддер­живал Горький. В кон. 1922 образовалась группа ЛЕФ (Левый фронт иск-ва),  куда входили В.В. Маяковский, В.В. Каменский, Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, О.М. Брик, В.Б. Шкловский и др. В поисках новых форм кон­такта иск-ва и рев. лефовцы выступили про­тив декоративного, «даже революционного по своему духу», иск-ва, не принятого ни «безъязыкой улицей», ни пр-вом. Лефовцы выдвинули теорию «социального заказа», идею «производственного» иск-ва. Группа называла себя «гегемоном» революц. Л. и не­терпимо относилась к др. группам. В 1923 К.Л. Зелинским, И.Л. Сельвинским, А.Н. Чичериным было провозглашено авангард­ное течение с установкой на поэтич. экспери­мент — «конструктивизм», к к-рому примы­кали В.А. Луговской, В.М. Инбер, Э.Г. Баг­рицкий и др. Декларация группы вышла под названием: «ЗНАЕМ. Клятвенная конструкция (Декларация) конструктивистов-поэ­тов». В ней, в частности, говорилось: «Конст­руктивизм как абсолютно творческая (мас­терская) школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы порознь вопят: звук, ритм, образ, за­умь и т. д., мы, акцентируя, И, говорим: И — звук, И — ритм, И — образ, И — заумь, И — всякий новый возможный приём, в к-ром встретятся действительная необходимость при установке конструкции». В кон. 1923 во­круг редактируемого Воронским журнала «Красная новь» образовалась группа «Пере­вал» [назв. было дано по статье Воронского «На перевале (дела литературные)»]. В от­личие от многих др. групп, перевальцы под­чёркивали свои связи с лучшими традиция­ми рус. и мировой Л., отстаивали принципы реализма и познавательную роль иск-ва, не признавали дидактику и иллюстративность. В духе реализма создавались также многие произв. послереволюционной прозы — в большинстве описывалась Гражданская вой­на: картины обществ, упадка во время всеоб­щей распри в романе «Голый год» (1922) Б.А. Пильняка; рассказы о красном казацком воинстве в «Конармии» (1926) И.Э. Бабеля; изображение дореволюц., революц. и послереволюц. России в «Хождениях по мукам» (1922—41) А.Н. Толстого; образы противни­ков сов. власти в романс «Белая гвардия» (1924) М.А. Булгакова; эпич. панорама собы­тий войны, рев. и братоубийственных раздо­ров в романе «Тихий Дон» (1928—40) М.А. Шолохова. Решительные шаги, к-рые круто изменили всю атмосферу духовной и худо­жеств, жизни в сов. об-ве были предприняты в 1922. Осн. вехами на этом пути стали следу­ющие главные события: введение НЭПа, в ус­ловиях к-рого резко сократилось финансиро­вание культуры, а безработица среди творч. интеллигенции приняла огромные масштабы; создание политич. цензуры в лице Главлита и Реперткома; издание первого законодатель­ного акта от 3.8.1922 об об-вах и союзах, рег­ламентировавшего все стороны их возникно­вения, формирования и деятельности и опре­делившего их место в политич. системе об-ва; решения состоявшейся в августе 192212-й Всероссийской конференции РКП(б), опре­делившие новый подход к вопросам о взаимо­отношениях с интеллигенцией; вторая волна эмиграции как следствие этой политики: рез­кое возрастание потока добровольно отъезжа­ющих и насильственно высылаемых из России представителей интеллигенции, в т. ч. по­этов, прозаиков, драматургов (см. Высылка интеллигенции 1922). См. стр. 520.

Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской рев. 1917, когда Россию массово начали покидать бе­женцы.; после 1917 из страны выехало ок. 2 млн чел. Больше половины философов, пи­сателей, художников были высланы из стра­ны или эмигрировали. За пределами Родины оказались И.А. Бунин, И.С. Шмелёв, А.Т. Аверченко, К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, Б.К. Зайцев, А.И. Куприн, А.И. Ремизов, И. Севе­рянин, А.Н. Толстой, Н.А. Тэффи. Выехали за границу и молодые литераторы: М.И. Цветаева, М.А. Алданов, Г.В. Адамович, Г.В. Иванов, В.Ф. Ходасевич. Рус. Л., откликнувшаяся на события Рев. и Гражданской войны оказалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации. Нац. праздником рус. эмиграции стал день рождения А.С. Пушкина. Утратив близких, Родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни было, изгнан­ники из России получили взамен право творч. свободы. Это не свело лит. процесс к идеологич. спорам. Атмосферу эмигрант­ской Л. определяла не политич. или граж­данская неподотчётность писателей, а мно­гообразие свободных творч. поисков. Разви­тие рус. Л. в изгнании шло по разным направлениям: писатели старшего поколе­ния исповедовали позицию «сохранения за­ветов», самоценность трагич. опыта эмигра­ции признавалась младшим поколением, также появились писатели, ориентирован­ные на зап. традицию. Стремление «удер­жать то действительно ценное, что одухотво­ряло прошлое» (Адамович) — в основе твор­чества писателей старшего поколения, успевших войти в Л. и создать себе репута­цию ещё в дореволюц. России. К старшему поколению писателей относят: И.А. Бунина, И.С. Шмелёва, А.И. Ремизова, АИ. Купри­на, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского, М.А. Осоргина. Среди поэтов, чьё творчество сло­жилось в России, за границу выехали И. Се­верянин, С. Чёрный, Д.Д. Бурлюк, К.Д. Баль­монт, З.Н. Гиппиус, В.И. Иванов. В историю рус. поэзии в изгнании они внесли незначи­тельную лепту, уступив пальму первенства молодым поэтам — Г.В. Иванову, Г.В. Адамо­вичу, В.Ф. Ходасевичу, М.И. Цветаевой, Б.Ю. Поплавскому и др. Главным мотивом Л. старшего поколения стала тема носталь­гия, памяти об утраченной Родине. Темы, к к-рым наиб, часто обращаются прозаики старшего поколения, ретроспективны: тоска по «вечной России», события Рев. и Граж­данской войны, рус. история, воспоминания о детстве и юности. Смысл обращения к «вечной России» получили биографии писа­телей, композиторов, жизнеописания свя­тых. Иной позиции придерживалось млад­шее «незамеченное поколение» писателей в эмиграции, поднявшееся в иной социал. и духовной среде, отказавшееся от реконст­рукции безнадёжно утраченного. К «незаме­ченному поколению» принадлежали моло­дые писатели, не успевшие создать себе про­чную лит. репутацию в России: В.В. Набоков, Г.И. Газданов, М.А. Алданов, Б.Ю. Поплавский, Н.Н. Берберова, А.С. Штейгер, Д. Кнут, И.Н. Кнорринг и др. В промежуточ­ном положении между «старшими» и «млад­шими» оказались поэты, издавшие свои пер­вые сб. до Рев. и довольно уверенно заявив­шие о себе ещё в России: Ходасевич, Иванов, Цветаева, Адамович. Атмосфера рус. Л. в из­гнании гл. обр. определялась полемикой сме­новеховцев и евразийцев. Сменовеховцы призывали принять большевистский режим, во имя Родины пойти на компромисс с боль­шевиками. В их среде зародилась идея наци­онал-большевизма. В то же время, в 1921, в Софии был выпущен сб. «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев». Авторы сб. настаивали на осо­бом промежуточном положении России — между Европой и Азией, видели Россию как страну с мессианским предназначением. На евразийской платформе выходил журнал «Вёрсты», в к-ром печатались Цветаева, Ре­мизов, Белый. См. также Издательское дело в миграции.

 

Ленин В.И. за рабочим столом в своем набинете в Кремле.

Ленин В.И. за рабочим столом в своем набинете в Кремле.

Ленин Владимир Ильич
Тип: Фотография
Ленин В.И. и Крупская Н.К. выходят из здания Высших женских курсов (ныне Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина) после заседания (Всероссийского съезда по просвещению.

Ленин В.И. и Крупская Н.К. выходят из здания Высших женских курсов (ныне Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина) после заседания (Всероссийского съезда по просвещению.

Ленин Владимир Ильич
Тип: Фотография
Ленин В.И. произносит речь перед участниками I Всероссийского съезда по просвещению в здании Высших женских курсов (ныне Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина).

Ленин В.И. произносит речь перед участниками I Всероссийского съезда по просвещению в здании Высших женских курсов (ныне Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина).

Ленин Владимир Ильич
Тип: Фотография
Ленин В.И. и Ульянова М.И. направляются в Большой театр на заседание V Всероссийского съезда Советов.

Ленин В.И. и Ульянова М.И. направляются в Большой театр на заседание V Всероссийского съезда Советов.

Ленин Владимир Ильич
Тип: Фотография
Новости 1 - 4 из 254
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все