О.Э. Мандельштам читает стихи в кабаре «Привал комедиантов». Среди зрителей К.Д. Бальмонт, А.А. Ахматова, Г.В. Иванов. Рисунок С. Полякова. 1916
Литература, Советской России и русского зарубежья периода 1917—30-х. 19 в. завершился своего рода расцветом предреволюционной культуры, причём реалистич. традиция отвергалась, и в поэзии, прозе, критике и драме открывались новые горизонты. Проникнутое мистицизмом, религиозностью и разочарованием в жизни, впитавшее западноевропейские веяния «конца века» и как бы напоённое предчувствием грядущих революц. потрясений, лит. движение вначале называлось декадентским, а в период зрелости — символистским. Его приверженцы вменяли художнику в обязанность образное воссоздание «ощущения невыразимого», не именование предметов и эмоций, но скорее намёки на них с помощью особого словоупотребления и звукописи, призванных передавать символич. обертоны и двойственные значения. Движение культивировало изысканность формы, поклонение красоте, иск-во для иск-ва. Среди многих писателей-символистов можно выделить B.C. Соловьёва, В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, К.Д. Бальмонта, В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, А. Белого и А.А. Блока. Октябрьскую рев. 1917 рус. интеллигенция встретила в целом враждебно, хотя в большинстве своём она была и не за белых, даже несмотря на то, что представители её и последовали за белыми армиями сначала в р-ны, занятые ими, а затем в эмиграцию. Но среди писателей, поэтов, драматургов было немало тех, кто сразу встал на сторону большевиков. Иск-во наполнилось новыми идеалами и новыми сюжетами. Впервые в истории культуры труд предстал как форма служения народу, как труд созидательный. Революц. борьба, Гражданская война, стр-во новой экономики, перевоспитание человека (формирование нового типа личности) стали основными темами в иск-вс. В июле 1921 в Праге вышел небольшой сб.— «Смена вех» (см. Сменовеховство). В сб. признавался и даже превозносился глубоко рус. характер новой рев., к-рая расценивалась как зверский и кровавый, но по-своему положительный период нац. истории. Идеи сменовеховства на протяжении мн. лет питали процесс перехода на сторону сов. власти и возвращения из эмиграции на Родину. Среди работников культуры, особенно в группах авангардистов, звучали голоса искренней поддержки рев., вплоть до вовсе сектантского «ухода в революцию» с её обещаниями обновления образа жизни и всей цивилизации. После Рев. 1917 по всей стране появилось множество разл. лит. групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя к.-л. заметный след. Только в одной Москве в 1920 существовало более 30 лит. групп и объединений. Нередко входившие в эти группы лица были далеки от иск-ва. Так, напр., была группа «Ничевоки», провозглашавшая: «Наша цель: истончение пюэтпроизведения во имя ничего». В годы Рев. и Гражданской войны активизировались «устные» формы лит. жизни; в историю вошли кафе «Стойло Пегаса», «Кафе поэтов», «Привал комедиантов», «Красный петух», «Десятая муза» и др. В обилии группировок сказывались и разные художеств, пристрастия и идейное размежевание. Руководство большевистской партии с самого начала пыталось подчинить себе всю идеологич. жизнь страны, но в 1920-е ещё не была выработана и отработана «методика» такого подчинения. Естественно, что такое «попустительство» со стороны партии в сфере иск-ва не могло не сказаться на его содержании и направлениях. Так, лит. критик А.К. Воронский на совещании в ЦК РКП(б) в мае 1924 говорил: «У нас создалось такое положение, что, вместо мощного потока писателей-коммунистов или рабочих-писателей, мы имеем ряд отдельных литературных кружков». «Кружковой дух» отравлял лит. атмосферу 1920-х, способствуя разрастанию окололитературных кругов. Группа Воронского дискредитировала творчество В.В. Маяковского и герои-ко-романтич. стилевое течение в сов. Л. Её противники — идеологи пролетарского иск-ва — высокомерно отзывались о творчестве М. Горького, С.А. Есенина; футуристы отвергали «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Разгром» А.А. Фадеева и т. д. Отдельные группы развивались на фоне более крупных лит. объединений, включающих в свой состав писателей прежде всего двух лит. столиц — Москвы и Петрограда. Всероссийский союз поэтов функционировал в Москве в 1918—29 и был связан с именами В.В. Каменского, Брюсова, Г.А. Шенгели; в Петрограде в 1920—22 и 1924—29 — при участии А.А. Блока, Н.С. Гумилёва, Н.С. Тихонова. Объединяя поэтов разных направлений и школ, Союз способствовал изданию книг, поэтич. сб. и альманахов, устраивал лит. вечера. Всероссийский союз писателей возник в 1918 и также имел Московское и Петроградское отделения. В Москве пред. союза был Б.К. Зайцев, активную роль в пору создания Союза играл И.С. Шмелёв. Большую работу провёл Петроградский Дом искусств (1919—23), лит. студии — Е.И. Замятина, Н.С. Гумилёва, К.И. Чуковского. Наряду с Домом литераторов он был «кораблём», «ковчегом», спасавшим петроградскую интеллигенцию в годы революц. разрухи. В марте 1918 в Петрограде был образован Союз деятелей художественной литературы (СДХЛ). В него входили М. Горький, А.А. Блок, Н.С. Гумилёв, А.И. Куприн, Е.И. Замятин, К.И. Чуковский и др. Объединение ставило перед собой задачи защиты деятелей художеств. Л., помощи начинающим художникам слова из демократия, молодёжи и даже партийного руководства. Однако уже к маю 1919 объединение перестало существовать, распад был предопределён двумя крупными инцидентами внутри СДХЛ, после чего группа писателей во гл. с Горьким вышла из Союза. Необходимо отметить старейшее Об-во любителей рус. словесности (1811 — 1930), среди председателей и чл. к-рого были почти все известные рус. писатели. В 20 в. с ним были связаны имена Л.Н. Толстого, B.C. Соловьёва, В.Г. Короленко, В.В. Вересаева, М. Горького, К.Д. Бальмонта, Д.С. Мережковского, В.Я. Брюсова, А. Белого, В.И. Иванова, М.А. Волошина, Б.К. Зайцева, А.И. Куприна, Н.А. Бердяева. Но ведущее место в лит. процессе послеоктябрьских лет заняла, как указывалось в сов. литературоведении, пролетарская Л. Наиб, активную деятельность в первые годы Рев. развивали поэты и прозаики Пролеткульта. Оформившись 19.10.1917 (т.е. за неделю до Октябрьской рев.), он стал самой массовой и наиб, отвечающей революц. задачам орг-цией и объединял большую армию профессиональных и полупрофессиональных писателей, вышедших гл. обр. из рабочей среды. Наиб, известны А.А. Богданов, М.П. Герасимов, А.К. Гастев, В.Т. Кириллов, В.Д. Александровский, критик В.Ф. Плетнёв. Пролеткультовцы считали необходимым отказаться от культурного наследства, резко противопоставляли пролетарскую культуру всей предшествующей («буржуазный язык», «буржуазная литература», по их мнению, должны были исчезнуть). Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике В.И. Ленина, а в нач. 1920-х ликвидирована в административном порядке. В 1920 из Пролеткульта вышла группа поэтов, к-рая образовала свою группу — «Кузница»; до 1922 она выпускала одноименный журнал, ставший фактически органом независимого от Пролеткульта Всероссийского союза пролетарских писателей, к-рый был учреждён на 1-м Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920. Его ядром и стала «Кузница». Начиная со второй пол. 1921 Союз получил назв. Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП). Именно с творчеством входивших в пролетарские орг-ции писателей связана та тенденция в Л., к-рая получила потом определение Л. социалистич. реализма. В 1917 в Петрограде образовалась лит. группа «Скифы», возглавляемая Р.В. Ивановым-Разумником. В неё входили писатели разных школ и направлений, их объединяли вначале близость к левым эсерам, потом — на первых порах — сотрудничество с сов. властью и, главное, издание сб. «Скифы» (вышло всего 2 выпуска). Акмеисты, в своё время объединившиеся в группу «Цех поэтов» (1911 — 14), после Октябрьской рев. возобновили организационную деятельность. Истинным вождём, душой этого направления был Гумилёв. Вернувшись в 1918 в Россию, когда др. спешно её покидали, он при Доме иск-в открыл студию «Звучащая раковина», заново создал «Цех поэтов» (1920—22). Была продолжена скрытая полемика акмеистов с символистами: О.Э. Мандельштам в статье «О природе слова» говорил о лжесимволизме, эстетика акмеизма находила своё развитие не только у его признанных оставшихся в России мастеров — А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, М.А. Кузмина, СМ. Городецкого, но и поэтов нового поколения, таких, как молодой Н.С. Тихонов. Особую роль в развитии пролетарской Л. сыграли футуристы. Большинство футуристов, прежде всего кубофутуристы, считая себя «новыми людьми новой жизни», восторженно приняли Октябрьскую рев., мечтали о мировой рев. (хотя Д.Д. Бурлюк оказался в эмиграции). «Председателем Земного шара» объявил себя В. Хлебников. В трудном 1918 футуристы получали бумагу и типографские услуги, почти бесплатно открывали кафе с эстрадой. В январе 1919 С.А. Есенин, Р. Ивнев, А.Б. Мариенгоф, ВТ. Шершеневич и др., именовавшие себя «Верховным Советом Ордена имажинистов», выступили с изложением принципов нового, альтернативного футуризму (это оговаривалось специально) лит. направления — имажинизма. В отличие от футуристов, искавших стыка между иск-вом и социалистич. практикой, имажинисты провозглашали «победу образа над смыслом», они считали всякое содержание в художеств, произв. таким же глупым и бессмысленным, как наклейки из газет на картины. В нач. февраля 1921 неск. молодых писателей при Доме иск-в образовали группу «Серапионовы. братья» (по назв. кружка друзей в одноимённом романе Э. Гофмана). В неё вошли В.В. Иванов, К.А. Федин, Н.С. Тихонов, М.М. Зощенко, В.А. Каверин, М.Л. Слонимский. «Серапионы» уделяли большое внимание многообразию творч. подходов к теме, занимательности сюжетостроения, фабульному динамизму. Художеств, опыт «серапионов» высоко ценил и поддерживал Горький. В кон. 1922 образовалась группа ЛЕФ (Левый фронт иск-ва), куда входили В.В. Маяковский, В.В. Каменский, Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, О.М. Брик, В.Б. Шкловский и др. В поисках новых форм контакта иск-ва и рев. лефовцы выступили против декоративного, «даже революционного по своему духу», иск-ва, не принятого ни «безъязыкой улицей», ни пр-вом. Лефовцы выдвинули теорию «социального заказа», идею «производственного» иск-ва. Группа называла себя «гегемоном» революц. Л. и нетерпимо относилась к др. группам. В 1923 К.Л. Зелинским, И.Л. Сельвинским, А.Н. Чичериным было провозглашено авангардное течение с установкой на поэтич. эксперимент — «конструктивизм», к к-рому примыкали В.А. Луговской, В.М. Инбер, Э.Г. Багрицкий и др. Декларация группы вышла под названием: «ЗНАЕМ. Клятвенная конструкция (Декларация) конструктивистов-поэтов». В ней, в частности, говорилось: «Конструктивизм как абсолютно творческая (мастерская) школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы порознь вопят: звук, ритм, образ, заумь и т. д., мы, акцентируя, И, говорим: И — звук, И — ритм, И — образ, И — заумь, И — всякий новый возможный приём, в к-ром встретятся действительная необходимость при установке конструкции». В кон. 1923 вокруг редактируемого Воронским журнала «Красная новь» образовалась группа «Перевал» [назв. было дано по статье Воронского «На перевале (дела литературные)»]. В отличие от многих др. групп, перевальцы подчёркивали свои связи с лучшими традициями рус. и мировой Л., отстаивали принципы реализма и познавательную роль иск-ва, не признавали дидактику и иллюстративность. В духе реализма создавались также многие произв. послереволюционной прозы — в большинстве описывалась Гражданская война: картины обществ, упадка во время всеобщей распри в романе «Голый год» (1922) Б.А. Пильняка; рассказы о красном казацком воинстве в «Конармии» (1926) И.Э. Бабеля; изображение дореволюц., революц. и послереволюц. России в «Хождениях по мукам» (1922—41) А.Н. Толстого; образы противников сов. власти в романс «Белая гвардия» (1924) М.А. Булгакова; эпич. панорама событий войны, рев. и братоубийственных раздоров в романе «Тихий Дон» (1928—40) М.А. Шолохова. Решительные шаги, к-рые круто изменили всю атмосферу духовной и художеств, жизни в сов. об-ве были предприняты в 1922. Осн. вехами на этом пути стали следующие главные события: введение НЭПа, в условиях к-рого резко сократилось финансирование культуры, а безработица среди творч. интеллигенции приняла огромные масштабы; создание политич. цензуры в лице Главлита и Реперткома; издание первого законодательного акта от 3.8.1922 об об-вах и союзах, регламентировавшего все стороны их возникновения, формирования и деятельности и определившего их место в политич. системе об-ва; решения состоявшейся в августе 192212-й Всероссийской конференции РКП(б), определившие новый подход к вопросам о взаимоотношениях с интеллигенцией; вторая волна эмиграции как следствие этой политики: резкое возрастание потока добровольно отъезжающих и насильственно высылаемых из России представителей интеллигенции, в т. ч. поэтов, прозаиков, драматургов (см. Высылка интеллигенции 1922). См. стр. 520.
Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской рев. 1917, когда Россию массово начали покидать беженцы.; после 1917 из страны выехало ок. 2 млн чел. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали. За пределами Родины оказались И.А. Бунин, И.С. Шмелёв, А.Т. Аверченко, К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, Б.К. Зайцев, А.И. Куприн, А.И. Ремизов, И. Северянин, А.Н. Толстой, Н.А. Тэффи. Выехали за границу и молодые литераторы: М.И. Цветаева, М.А. Алданов, Г.В. Адамович, Г.В. Иванов, В.Ф. Ходасевич. Рус. Л., откликнувшаяся на события Рев. и Гражданской войны оказалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации. Нац. праздником рус. эмиграции стал день рождения А.С. Пушкина. Утратив близких, Родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни было, изгнанники из России получили взамен право творч. свободы. Это не свело лит. процесс к идеологич. спорам. Атмосферу эмигрантской Л. определяла не политич. или гражданская неподотчётность писателей, а многообразие свободных творч. поисков. Развитие рус. Л. в изгнании шло по разным направлениям: писатели старшего поколения исповедовали позицию «сохранения заветов», самоценность трагич. опыта эмиграции признавалась младшим поколением, также появились писатели, ориентированные на зап. традицию. Стремление «удержать то действительно ценное, что одухотворяло прошлое» (Адамович) — в основе творчества писателей старшего поколения, успевших войти в Л. и создать себе репутацию ещё в дореволюц. России. К старшему поколению писателей относят: И.А. Бунина, И.С. Шмелёва, А.И. Ремизова, АИ. Куприна, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского, М.А. Осоргина. Среди поэтов, чьё творчество сложилось в России, за границу выехали И. Северянин, С. Чёрный, Д.Д. Бурлюк, К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, В.И. Иванов. В историю рус. поэзии в изгнании они внесли незначительную лепту, уступив пальму первенства молодым поэтам — Г.В. Иванову, Г.В. Адамовичу, В.Ф. Ходасевичу, М.И. Цветаевой, Б.Ю. Поплавскому и др. Главным мотивом Л. старшего поколения стала тема ностальгия, памяти об утраченной Родине. Темы, к к-рым наиб, часто обращаются прозаики старшего поколения, ретроспективны: тоска по «вечной России», события Рев. и Гражданской войны, рус. история, воспоминания о детстве и юности. Смысл обращения к «вечной России» получили биографии писателей, композиторов, жизнеописания святых. Иной позиции придерживалось младшее «незамеченное поколение» писателей в эмиграции, поднявшееся в иной социал. и духовной среде, отказавшееся от реконструкции безнадёжно утраченного. К «незамеченному поколению» принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную лит. репутацию в России: В.В. Набоков, Г.И. Газданов, М.А. Алданов, Б.Ю. Поплавский, Н.Н. Берберова, А.С. Штейгер, Д. Кнут, И.Н. Кнорринг и др. В промежуточном положении между «старшими» и «младшими» оказались поэты, издавшие свои первые сб. до Рев. и довольно уверенно заявившие о себе ещё в России: Ходасевич, Иванов, Цветаева, Адамович. Атмосфера рус. Л. в изгнании гл. обр. определялась полемикой сменовеховцев и евразийцев. Сменовеховцы призывали принять большевистский режим, во имя Родины пойти на компромисс с большевиками. В их среде зародилась идея национал-большевизма. В то же время, в 1921, в Софии был выпущен сб. «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев». Авторы сб. настаивали на особом промежуточном положении России — между Европой и Азией, видели Россию как страну с мессианским предназначением. На евразийской платформе выходил журнал «Вёрсты», в к-ром печатались Цветаева, Ремизов, Белый. См. также Издательское дело в миграции.