Выполняется при поддержке РГНФ Проект № 15-33-12016
Чехонин С. В.
Главная / Авторы / Чехонин С. В.
Чехонин С. В.Серге́й Васи́льевич Чехо́нин (1878, Лыкошино, Тверская губерния, Российская империя — 23 февраля 1936, Лёррах, Баден-Вюртемберг, Германия) — русский художник и график, член художественного объединения «Мир искусства» и ученик И. Е. Репина.

Чехонин родился в семье машиниста Николаевской железной дороги. С пятнадцати лет он стал самостоятельно зарабатывать на жизнь: работал конторщиком, чертёжником, кассиром на пароходной станции. В 1896 году он приехал в Санкт-Петербург, где занимался в Рисовальной школе при ОПХ до 1897 года и школе М. К. Тенишевой до 1900 года. Кроме того, Чехонин основательно изучал искусство керамики и начал свой творческий путь именно как художник-керамист, успев поучаствовать в украшении многих крупных сооружений начала XX века, таких как гостиница «Метрополь» в Москве. Он также занимался росписью по фарфору, освоил финифть, оформление интерьеров и другие декоративные ремёсла.
Вскоре после Первой русской революции 1905 года Чехонин обратился к графике. Сперва он сотрудничал как карикатурист в сатирических журналах, потом занялся оформлением книг, созданием экслибрисов. Это принесло ему значительный успех: в 1910-х годах Чехонин оказался одним из тех мастеров, творчество которых определяло высокий уровень русского книжного искусства. Безупречно владевший шрифтом и орнаментом, Чехонин, наряду с Д. И. Митрохиным и Г. И. Нарбутом, принадлежал к «младшему поколению» членов «Мира искусства», поднявшему книжную графику на новый уровень.
После событий 1917 года жизнь Чехонина стала ещё более насыщенной. Он занимался общественной деятельностью, служил художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде в 1918—1923 годах, а потом в Ленинграде в 1925—1927 годах. Собственный же стиль творчества, который по-прежнему играл в его жизни главную роль, художник заметно изменил, привнёс в него динамичность и взволнованность. Этот новый стиль, который А. М. Эфрос назвал «советским ампиром», Чехонин использовал во всём, что делал: в книжной и промышленной графике, эмблематике, росписях по фарфору.
В 1928 году Чехонин покинул СССР, эмигрировав в Париж. Он жил во Франции и Германии, много работал в театре и практически не занимался ни росписью фарфора, ни книжной графикой, предпочтя им декоративную роспись тканей. Чехонин даже сумел изобрести совершенно оригинальный способ многоцветной печати по ткани. Скончался 23 февраля 1936 года в Германии на пятьдесят восьмом году жизни.
Работы Чехонина выставлены во многих музеях бывшего СССР. Парижский Лувр приобрёл портрет Максима Горького его работы.
 «Помогите сохранить памятники искусства и старины, говорящие нам о прошлом, без знания которого нельзя строить будущего»

«Помогите сохранить памятники искусства и старины, говорящие нам о прошлом, без знания которого нельзя строить будущего»

Чехонин С. В.
Тип: Изображение