Белое движение. «Наши цели. За что мы боремся» - сообщение председателя Особого совещания при главнокомандующем ВСЮР
Агитационнный плакат Белой гвардии
Белое движение, совокупность государственных образований, вооружённых сил, политических институтов и общественных организаций, боровшихся против власти большевиков в России военными, экономическими, политическими и идеологическими средствами в целях её ликвидации в масштабах всей страны. Сущность и смысл Б. д. состояли в попытках на части территории бывшей Российской империи воссоздать государственность, существовавшую до Февральской революции 1917, прежде всего её военный аппарат, традиционные социальные отношения и рыночную экономику, опираясь на к-рые можно было бы развернуть вооружённые силы, достаточные для свержения большевиков. Согласно сов. историографии Б. д. включало в себя все антибольшевистские силы. Их стан был далеко не однороден, его состав с течением времени менялся: бывшие враги становились союзниками, а союзники, наоборот, врагами. В целом можно выделить 4 наиболее боеспособные группы: войска бывших союзников по Первой мировой войне 1914—18 вместе с Чехословацким корпусом, поднявшим восстание против большевиков летом 1918; казачество; армии, организованные под флагом защиты разогнанного большевиками Учредительного собрания под рук-вом эсеровской партии (см. КОМУЧ); и, наконец, белые армии, прототипом к-рых явилась Добровольческая армия. После заключения Компьенского перемирия 11.11.1918 Антанта перешла к открытой поддержке Б. д. До этого она стремилась сохранить тесное сотрудничество с большевиками в Москве и, лишь разуверившись в возможности этого, начала поддерживать белых. Ещё одним толчком и подобному изменению политики стало подписание сов. пр-вом и Германией т. н. Дополнительного договора от 27.8.1918, суть к-рого заключалась не столько в новых территориальных уступках или финансовый потерях для Сов. России, но и обязательствах большевиков о совместных с Германией военных действиях против войск Антанты на мурманском и бакинском направлениях. Т. о., большевистская Россия могла рассматриваться Антантой как союзник Германии. Раздел России был представлен как создание некоего «санитарного кордона» вокруг Сов. России. Как только эта задача была выполнена, так тут же финансовая и материальная поддержка Б. д. прекратилась. Не отличалась постоянством позиция другого крупного антибольшевистского отряда - казачества. В начальный период Гражданской войны оно предпочитало сохранять нейтралитет. Попытка наиболее ярких противников большевизма — A.M. Каледина на Дону и А.И. Дутова в Оренбуржье — поднять казачество на борьбу за свои вековые «вольности» потерпела поражение именно в силу нежелания казаков участвовать в Гражданской войне. Впоследствии главная задача казачества — сохранить автономное управление. С этой целью с лета 1918 верхи донского казачества начали продвигать идею создания Доно-Кавказского союза — государств, образования, альтернативного Сов. России и командованию Добровольческой армии. Согласно возникшему проекту, разработанному пр-вом атамана П.Н. Краснова, на первом этапе атаманы Донского, Кубанского, Терского и Астраханского казачьих войск, а также пред. Союза горцев Северного Кавказа должны были провозгласить Доно-Кавказ-ский союз суверенным федеративным государством, сохранявшим нейтралитет и боровшимся лишь с большевиками, находившимися на его территории. Но проводившаяся большевиками политика «расказачивания» зимой—весной 1919, обратила донское казачество в союзников Б. д. Однако этого нельзя сказать о других казачьих образованиях. Так, летом 1919 представители кубанского казачества настаивали на образовании южнорусской власти, в к-рой А.И. Деникину и его пр-ву с самого начала отводилась второстепенная роль. Зимой 1920 такая политика верхов кубанского казачества сыграла решающую роль. В ходе развернувшихся боевых действий за обладание Сев. Кавказом кубанские войска неожиданно оголили фронт, расчитывая на возможное соглашение с большевиками, и тем самым помогли последним поставить точку в судьбе ВСЮР к весне 1920. Т. о., казачество участвовало в белой борьбе скорее не в силу общенациональной идеи, а стремясь в новых исторических условиях отстоять своё исторически сложившееся привилегированное положение в гос-ве. Чтобы привлечь его к борьбе, Деникину не раз приходилось публично заявлять, что он ни при каких условиях не допустит покушения кого бы то ни было на казачьи вольности и внутреннее самоуправление, что казачество в своих внутренних делах полностью автономно. Антибольшевистские армии правительств Учредительного собрания создавались под прикрытием союзных войск в период активной подготовки Антанты к воссозданию Восточного фронта на росс, территории: на Волге — Чехословацкого корпуса, на Севере и в Закаспийской области — английских экспедиционных сил. Опираясь на авторитет союзников, они преследовали цель добиться повторного созыва разогнанного большевиками в январе 1918 Учредительного собрания. Переворотом адмирала А.В. Колчака в Омске 18.11.1918, свергнувшего власть Уфимской директории, Учредительное собрание 1-го созыва фактически было разогнано во второй раз, но теперь уже белыми. С этого момента эсерами была провозглашена совместная с большевиками борьба против белых. К кон. 1918 армии эсеровских пр-в окончательно сошли с арены антибольшевистской борьбы, а их лидеры провозгласили так называемый «третий путь» — «ни за белых, ни за красных», вскоре ставший основой «зелёного движения» (см. «Зелёные»). Само же Б. д. включало в себя собственно вооружённые силы и общественно-политические орг-ции, поддерживавшие белую идею. Из их взаимодействия возникла система власти на территориях, находившихся под управлением белых пр-в. 18.12.1917 состоялся 1-й Военный совет вновь создаваемой русской армии, на к-ром с изложением программы предстоявших действий выступил ген. М.В. Алексеев. С участием прибывших из Москвы обществ, деятелей [А.С. Белецкий (Белоруссов), В.А. Степанов, М.М. Фёдоров, кн. Г.Н. Трубецкой, П.Б. Струве и А.С. Хрипунов] был выработан проект организации власти на Дону. По схеме, составленной Деникиным, генералу Алексееву поручалось гражданское управление, внешние сношения и финансы, генералу Л.Г. Корнилову — командование армией, генералу Каледину — управление Донской областью. Верховную власть осуществлял Триумвират, к-рому предоставлялось право разрешать все вопросы государств, значения. Рабочий аппарат при Триумвирате был организован в форме Гражданского совета, в к-рый к 9.1.1918 вошли Федоров, кн. Трубецкой, Струве — как делегаты от моек, обществ, орг-ций — и персонально: П.Н. Милюков, Б.В. Савинков, А.С. Белецкий и К.М. Вендзягольский. Позднее в Гражданский совет были введены Н.Е. Парамонов, А.П. Богаевский, СП. Мазуренко и П.М. Агеев. Из 11 членов совета четверо являлись социалистами, а остальные примыкали к либеральным партиям. В задачи Гражданского совета помимо текущих хозяйств, вопросов входили: сношения с иностранцами и возникшими иа казачьих землях пр-вами; орг-ция постоянной и прочной связи с росс, общественностью и подготовка аппарата управления по мере продвижения вперёд Добровольческой армии. При конституировании совета Корнилов потребовал, чтобы последний явился только органом совещательным при коллегии из трёх генералов, а также включения в его состав нач. штаба и пред. вербовочного к-та по должности. За Корниловым закреплялось право назначения руководителей военнополитических центров Добровольческой армии с указанием, что эти лица будут получать инструкции только от штаба армии. Созданная на Дону власть не сыграла значительной роли, но наметила основные пути согласия Б. д. с целями и задачами, к-рые ставило перед собой казачество в антибольшевистской борьбе. Неудачный опыт орг-ции коалиционной власти в начальный период борьбы с большевизмом привёл к тому, что в дальнейшем был взят курс на военную диктатуру одного лица, при к-ром должно было образовываться пр-во с совещательными функциями. За образец такой схемы было взято Положение о полевом управлении войск в военное время, к-рое являлось кодексом военной диктатуры. Но управление страной на основе лишь этого положения было невозможным, т. к. в нём не рассматривались вопросы финансового порядка, торгово-промышленных отношений и др. Военная власть нуждалась в специалистах в области гражданского управления. Т. о., военная диктатура в занимаемых белыми армиями р-нах складывалась из двух составляющих: главного командования и подчинённой ему гражданской власти. 2.9.1918 Верховный рук. Добровольческой армии ген. Алексеев издал приказ, по к-рому учреждалась долленость помощника Верховного рук. с назначением на неё недавно прибывшего в Екатеринодар (ныне Краснодар) ген. A.M. Драгомирова. Одновременно был образован военнополитический отдел с функциями канцелярии при Верховном рук. 3.10.1918 было принято Положение об управлении областями, занимаемыми Добровольческой армией, составленное К.Н. Соколовым. По нему вся полнота власти в р-нах, занятых армией, принадлежала Верховному рук. или сё главнокомандующему. В них сохраняли свою силу все законы, принятые в России до Октябрьской рев. 1917. Для содействия Верховному рук. «в делах законодательства и управления» подмандатными территориями при нём учреждалось Особое совещание, пред. к-рого назначался Верховный рук. (главнокомандующий) Добровольческой армии. Постановления Особого совещания имели силу только с санкции Верховного рук. Со смертью 7.10.1918 ген. Алексеева функции Верховного рук. унаследовал ген. Деникин, к-рый продолжил работу по совершенствованию системы организации власти. 6.3.1919 Деникин утвердил ряд законопроектов по организации гражданского управления: Временное положение о гражданском управлении в местностях, находящихся под управлением главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России, Временное положение о Государственной страже, Временное положение об общественном управлении городов, Временное положение о выборах городских гласных и др. Основные идеи законопроектов: объединение на местах высшей гражданской и военной власти в лице главноначальствующего; создание вертикальной структуры гражданского управления (главнокомандующий — нач. управления внутренних дел — главноначальствующий — губернатор — начальник уезда) параллельно с военной (главнокомандующий — главноначальствующий — командиры частей); сосредоточение в руках командующего Государственной стражей охраны общественного порядка; создание условий для развития сети местного гор. и земского самоуправлений. 17.7.1919 главнокомандующий утвердил Временное положение о губернских и уездных земских учреждениях. Последние должны были состоять из гласных уездных и земских собраний и заведовать всеми делами местного самоуправления. В тот же день Деникин утвердил Правила об упрощённом по обстоятельствам военного времени управлении губернским и уездным земским хозяйством впредь до выборов земских гласных, по к-рому Временное положение о губернских и уездных земских учреждениях применялось с проведением в них новых всеобщих выборов, а до тех пор все обязанности по местному управлению должны были нести земские собрания и земские управы, председатели к-рых назначались начальником управления внутренних дел по представлению губернатора, а должности членов управ должны были замещаться «по назначению губернатора по возможности из состава последнедействовавших управ». 30.8.1919 было утверждено Временное положение о волостных участковых земских учреждениях, после чего схема орг-ции гражданской власти на территории подвластной ВСЮР приняла завершённый вид. Т. о., при орг-ции власти на Юге России лидеры Б. д. стремились на основе диктатуры создать широкую сеть местных демократических представительных земских и городских учреждений в целях образования твёрдой опоры своей власти. Орг-ция власти в др. р-нах Б. д. со временем приняла примерно такую же форму, как на Юге. Так, характерной особенностью, наложившей отпечаток на всю деятельность адмирала Колчака, стало его избрание Верховным правителем и Верховным главнокомандующим па заседании Совета министров Всероссийского пр-ва 18.11.1918. По принятому в тот же день Советом министров закону «О временном устройстве государств, власти в России» осуществление верховной государств, власти передавалось им Верховному правителю, так же как и командование всеми вооружёнными силами Российского гос-ва; Верховному правителю предоставлялось право принятия чрезвычайных мер для «обеспечения комплектования и снабжения вооружённых сил и для водворения порядка и законности»; все проекты законов в обязательном порядке шли на рассмотрение Совета министров и после одобрения поступали на утверждение Верховного правителя; в свою очередь свобода действий диктатора существенно ограничивалась положением, по к-рому все акты Верховного правителя должны были «скрепляться председателем Совета министров или главным начальником подлежащего ведомства»; в случае смерти Верховного правителя или тяжёлой болезни, а также отказа от этого звания осуществление верховной власти вновь возвращалось к Совету министров. Следовательно, если Деникин пользовался всей полнотой власти, за исключением казачьих территорий, то Колчак обладал правами только в рамках, предоставленных ему законодательно. К тому же согласие адмирала на присутствие в Сибири не подчинённых ему союзных войск и их командования впоследствии привело к вмешательству последних в решение многих вопросов внутри сибирского управления (вплоть до поддержки партизанских формирований со стороны разложившихся к лету 1919 чехословацких отрядов). Общим для всех белых регионов являлось то, что диктатура сама по себе, в понимании лидеров Б. д., была не самоцелью, а средством, предварительным условием создания правового порядка в стране для подготовки и проведения всеобщих выборов в новое Учредительное собрание, когда повсюду в России будут созданы местные представительные учреждения. 12.6.1919 был оглашен приказ № 145 Деникина, в к-ром он заявил о подчинении адмиралу Колчаку как «Верховному правителю русского государства и Верховному главнокомандующему русских армий». С получением сообщения о подчинении Деникина Колчак телеграммой от 2.7.1919 сообщал в Екатеринодар об учреждении должности заместителя Верховного главнокомандующего с назначением на неё главнокомандующего ВСЮР, позже в телеграмме от 1.9.1919 он очертил пределы власти Деникина на Юге России. Деникин в области управления осуществлял всю полноту власти; ему предоставлялось самостоятельное рук-во внешней политикой в «пределах вопросов, касающихся вверенной главнокомандующему территории и не имеющих общегосударственного значения...»; в области законодательства главнокомандующему предоставлялось право издания постановлений, не касающихся основных начал государств, устройства. На территории Юга России должны были действовать судебные учреждения по указу Росс, пр-ва. В кач-ве высшей инстанции учреждались временные местные присутствия Сената. Общее рук-во в области внешней политики, а «равно в области денежного обращения, валютной и земельной политики» принадлежало Росс, пр-ву. Незадолго до этого Временное правительство Северной области и ген. Н.Н. Юденич тоже признали Колчака, соответственно объединение власти белых пр-в было завершено. Вооружённые силы Б. д. подразделялись на добровольческие и регулярные. Добровольческие отряды создавались в начальный период борьбы и впоследствии стали элитными войсками, особенно в составе ВСЮР. Таковыми являлись прежде всего Корпиловский ударный полк, Офицерский генерала Маркова полк, Офицерский стрелковый генерала Дроздов-ского полк, Партизанский генерала Алексеева полк. Регулярные части создавались путём мобилизации населения. Набор добровольцев осуществлялся посредством агитации среди населения многочисленных вербовочных бюро или центров Добровольческой армии, к сер. 1918 действовавших в Киеве, Чернигове, Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина), Таганроге, Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина), Одессе, Николаеве, Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия), Сухуми, Харькове, Полтаве, в Крыму, Могилёве, Кисловодске, Москве, Саратове, на Волыни, в Подолии, в Сибири и др. Подобные центры с февраля 1919 действовали также за рубежом среди рус. военнопленных. Мобилизация населения стала основным способом комплектования войск в Сибири. Постановлением Временного Сибирского правительства от 31.7.1918 первый призыв молодых людей 1898 и 1899 гг. рождения объявлялся на кон. августа. Призыву подлежало «всё коренное рус. население... и переселенцы, прибывшие в Сибирь до 1.1.1915». Продолжительность воинской службы устанавливалась в 2 г. Приказом командующего Сибирской армией от 30.8.1918 была образована особая комиссия «для решения вопросов по организации армии», решением к-рой было разбить территорию Сибири и Д. Востока на 5 корпусных р-нов во главе с соответствующими командирами: Уральский, Среднесибирский, Степной, Восточно-Сибирский и Приамурский. Ими были назначены командовать: ген. от артиллерии М.В. Хаижин, ген.-майор А.Н. Пепеля-ев, ген.-майор А.Ф. Матковский, полк. А.В. Элерц-Усов и полк. Г.М. Семёнов. Была принята территориальная система комплектования. Планировалось, что каждый у. выставит в среднем один полк. Две губ. формировали корп., включавший две дивизии, по численности доходившие до 10 тыс. человек. Решения комиссии по вопросам орг-ции сибирских войск были утверждены приказом по армии от 4.10.1918. С этого момента формирование войсковых контингентов велось гл. обр. на основе мобилизации сибирского населения. Добровольчество в Сибири не получило широкого распространения, так как главные усилия командования сосредоточивались на проведении призывных кампаний. Но отсутствие средств на содержание армии, трудности с доставкой по единственной ж.-д. линии от Владивостока необходимых предметов снабжения и многие др. причины сдерживали процесс увеличения численности войск. В таких условиях имелся довольно высокий процент дезертирства мобилизованных. Те же причины нередко приводили и к грабежам местного населения под видом реквизиций. Боевой дух таких войск был невысок. Поэтому при первых поражениях мобилизованные или расходились по домам, или переходили на сторону противника. Со временем самым простым способом восполнения потерь стал захват пленных у Кр. армии. Он получил наибольшее распространение в армиях Деникина. Приход в Б. д. различных общественно-политических орг-ций обусловливался теми процессами, к-рые происходили в различных кругах росс, общественности и приводили к выделению из её среды наиболее деятельного состава политиков. Были образованы три основные «внепартийные» политические организации: «Союз возрождения России», «Национальный центр» и Совет государственного объединения России. Активные деятели «Союза возрождения» действовали гл. обр. на В., в то время как чл. «Национального центра», к к-рым впоследствии присоединились активные участники Совета государств, объединения, на Ю. Одной из причин поражения Б. д. явилась потеря организационной структуры из-за ряда поражений. До июля 1919 не отмечалось серьёзных столкновений в тылу войск Колчака с действовавшими там партизанскими отрядами, но с момента поражения армий Восточного фронта в Челябинской операции 1919 наблюдался заметный рост крестьянских волнений. Продолжавшиеся неудачи белых на фронте и их отступление в глубь Сибири привели к созданию «благоприятной обстановки для агитации большевиков». Ко времени окончательного перелома на Восточном фронте в Томской губ. насчитывалось ок. 7 тыс. организованных партизан, в Енисейской — ок. 14 тыс., в Иркутской — ок. 3 тыс., в Амурской и Приморской обл.— по 6 тыс. Всего в Сибири действовало примерно 35—40 тыс. партизан. К кон. 1919 повстанческое движение, охватившее Сибирь, носило уже «поголовный характер», а возникший из числа бывших союзников Колчака «Политический центр», в к-рый вошли ЦК партии эсеров, К-т бюро земств, профессиональные союзы и социал-демократы, 24.12.1919 произвёл в Иркутске переворот, поддержанный главнокомандующим союзными войсками в Сибири ген. Жаненом. Указанные события привели к самоликвидации пр-ва Колчака к вечеру 4.1.1920. Примерно такое же положение к кон. осени 1919 сложилось и в тылу войск ген. Деникина. К этому моменту по всей Украине развернулось широкое партизанское движение: восстали крестьяне Ахтырского, Купянского, Сумского, Изюмского и др. уездов Харьковской губ. Повстанцы Донбасса почти полностью дезорганизовали движение воинских эшелонов на многих участках Юго-Восточной и Северо-Донецкой ж. д. Огнём повстанческого движения была охвачена Херсонская губ. Потерпев поражения осенью 1919 в боях вокруг Орла, ВСЮР к нач. 1920 сосредоточились по левому берегу Дона, использовав его как естественный оборонительный рубеж. Попытки ген. Деникина и его штаба произвести перегруппировку сил с тем, чтобы выиграть время и в последующем попытаться вновь перехватить инициативу у красных, ни к чему не привели. 14.2.1920 началось наступление войск Кавказского фронта Кр. армии (см. Тихорецкая операция 1920), в ходе к-рого 17.3.1920 ВСЮР потеряли Екатеринодар — сопротивление белых в р-не Сев. Кавказа было окончательно сломлено. То, что осталось от ВСЮР, хлынуло к Новороссийску. Ни о каком планомерном перемещении войск в Крым, к-рый обороняли части под командованием ген. Я.А.Слащёва, не было и речи. Несмотря на срочно прибывшие в порт союзные суда, в создавшейся обстановке справиться с эвакуацией не удалось (см. Эвакуация из Новороссийска). 27.3.1920 передовые части 9-й Кр. армии овладели Новороссийском. В Крым эвакуировались только Добровольческий корп. и части сил Донской армии. При этом в Новороссийске были брошены огромные запасы материального имущества. 4.4.1920 ген. Деникин своим последним приказом утвердил решение Военного совета и назначил ген. П.Н. Врангеля главнокомандующим ВСЮР. Началась реорганизация армии (см. в ст. Русская армия) и реформы в области управления регионом. Одним из центральных пунктов нового курса стал отказ от «марша па Москву». Врангель заявил, что Россию можно освободить не триумфальным шествием из Крыма к Москве, а созданием хотя бы в одном регионе такого порядка и таких условий жизни, к-рые потянули бы к себе «все помыслы и силы стонущего под красным игом народа». В отношении будущей России впервые Б. д. выдвигался лозунг федерации. Отказ от лозунга единой неделимой России привёл к признанию прав на государств, независимость казачьих территорий. 4.8.1920 состоялось подписание соответствующего соглашения между Б. д. в лице ген. Врангеля, с одной стороны, и атаманами и пр-вами Дона, Кубани, Терека и Астрахани с другой. Первым его пунктом государств, образованиям казачьих территорий гарантировалась полная независимость в определении ими своего внутреннего устройства и управления. В то же время главнокомандующему присваивалась вся полнота власти над вооружёнными силами этих государств, образований. Указанное соглашение имело силу до полного окончания Гражданской войны. 22.7.1920 глава пр-ва А.В. Кривошеий сообщил Врангелю о готовности Франции признать территорию Крыма и Таврии самостоятельным гос-вом. 23.8.1920 Франция признала пр-во Юга России de facto (официальное, но не окончательное признание). После заключения перемирия между большевиками и Польшей участь Б. д. на Юге России была предопределена. В ночь на 8.11.1920 началось общее наступление сов. войск, завершившееся прорывом обороны и взятием крымских перешейков (см. Перекопско-Чонгарская операция 1920). В течение недели Крым был занят красными войсками. Врангель, заранее предвидевший подобный поворот событий, сумел организовать эвакуацию из Крыма всех желающих (см. Эвакуация из Крыма 1920). На 126 судах было вывезено в р-н Константинополя ок. 145 тыс. чел. В Сибири и на Д. Востоке очаги сопротивления большевизму продолжали сущестовать вплоть до октября 1922. 4.1.1920 в Нижнеудинске адмирал Колчак подписал свой последний указ, в к-ром ввиду передачи полномочий «Верховной Всероссийской власти» ген. Деникину и впредь до получения от него указаний предоставлял главнокомандующему вооружёнными силами Д. Востока и Иркутского ВО ген.-лейт. Семёнову «всю полноту военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины» и поручал образовать государств, органы управления (см. Семёнова правление). Остатки армии Колчака, потерпевшие 6.1.1920 под Красноярском поражение, под командованием главнокомандующего Восточным фронтом ген. В.О. Каппеля начали свой Великий Сибирский Ледяной поход, по окончанию к-рого в феврале 1920 сосредоточились на территории Забайкальского казачества во главе с атаманом Семёновым. Пр-во Семёнова находилось в полной зависимости от командования японских оккупационных войск и, следовательно, не играло практически никакой самостоятельной роли. С уходом в сентябре 1920 японских войск из Забайкалья вынуждены были отступить на территорию Маньчжурии и все части атамана Семёнова. В мае 1921 на Д. Востоке было образовано Временное Приамурское правительство, к-рое стало последним оплотом Б. д. Несмотря на то что Б. д. сумело создать наиболее работоспособные из всех тех, к-рые образовывались альтернативными большевикам силами органы власти, оно потерпело поражение. Во многом это было обусловлено тем, что ни одно из белых пр-в не смогло создать эффективной структуры власти в р-нах, находившихся под их контролем и справиться с гражданским управлением. В стратегическом положении белые также явно проигрывали красным. Большевики, удерживая в своих руках в течение 1919 управление центральным регионом России с развитой сетью железных дорог, сходившихся к Москве, имели возможность свободного маневрирования резервами на разл. направлениях, чего были лишены белые, разобщённые огромными расстояниями и обладая гл. обр. зернопроизводящими р-пами с крестьянским населением. Другой причиной поражения Б. д. стала его приверженность к национальной идее. Окончание Первой мировой войны 1914— 18 в ноябре 1918 неминуемо изменило сам характер вооружённой борьбы с большевизмом, превращая войну за независимость России от «германского ставленника» в гражданскую в целях достижения определённых политических целей. Белая борьба, начавшись на Ю., лишь затем вспыхнула в др. местах. На Ю. фронт борьбы с большевиками просуществовал почти 3 года. На В., считая с переворота адмирала Колчака до его казни (ноябрь 1918 — февраль 1920) борьба длилась год и три месяца. На С. фронт ген. Миллера существовал в августе 1918 — феврале 1920, т. е. почти 1,5 года. Западный фронт ген. Юденича — в октябре 1918 — январе 1920. В течение 1919 Б. д. заняло ведущее положение в антибольшевистском лагере. Начало 1920 было отмечено ликвидацией единого фронта борьбы с большевиками под эгидой Б. д. и переходом от активных наступательных действий к обороне в целях образования па рус. территории отдельных независимых гос-в. После эвакуации с территории Крыма Русской армии под командованием ген. Врангеля в целом завершилась фаза активной вооружённой борьбы с большевизмом со стороны Б. д. крупными войсковыми объединениями. В дальнейшем белая вооруженная борьба носила очаговый полупартизанский характер гл. обр. на дальневосточной окраине страны. Впоследствии Б. д. стало организационной и идейной основой для деятельности рус. эмиграции по организации нового вооружённого похода в Сов. Россию (см. Эмиграция). После окончания Второй мировой войны 1939—45 руководители Б. д. отказались от подготовки вооружённой борьбы и главные усилия перенесли на идеологический фронт с целью всестороннего разоблачения коммунизма, как исторической перспективы и социализма, как её реальности.