Белюкии Д.А. «Эвакуация дроздовцев и корниловцев из Крыма». 1994
Эвакуация из Крыма 1920, эвакуация из Крыма Русской армии ген. П.Н. Врангеля и гражданского населения в ноябре 1920. Ввиду явно обозначившегося перевеса сил Кр. армии и учитывая возможность оставления Крыма, 4.4.1920 секретным донесением на имя командующего флотом нач. штаба главнокомандующий ВСЮР приказал выработать план эвакуации армии, флота и учреждений из Крыма в Константинополь. Для этого производился учёт имевшихся в наличие судов, их рассредоточение по неск. портам (Севастополь, Евпатория, Феодосия, Керчь), создавались неприкосновенные запасы угля, машинного масла и продовольствия. Для увеличения тоннажа мобилизовывались гражданские пароходы; всего для эвакуации было задействовано 30 судов. Когда во время посадки, выяснилось, что и войск, и беженцев намного больше предполагаемого числа, то стали грузить и на все военные суда. Особая заслуга в деле организации эвакуации принадлежит вице-адмиралу М.А. Кедрову, сменившему 17.10.1920 умершего адмирала М.П. Саблина в должности команд. Черноморским флотом. После прорыва красными укреплений на Перекопе для командования Русской армией стала очевидной невозможность удержания Крыма. 11.11.1920 главком, барон П.П. Врангель издал приказ о начале эвакуации «в портах Крыма всех, кто разделил с армией её крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства, с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага. Армия прикроет посадку, памятуя, что необходимые для её эвакуации суда также стоят в полной готовности в портах, согласно установленному расписанию». Командованию армией и флотом удалось избежать паники и беспорядка при погрузке на суда. Войска, получив приказ оторваться от противника, быстрыми переходами, в течение двух—трёх дней, достигли указанных им портов. Войска грузились на корабли, сохраняя лишь лёгкое стрелковое вооружение, тяжёлое вооружение, в т. ч. артиллерию, пришлось бросить. Погрузка лазаретов, многочисленных управлений и служб, а также населения шла довольно организованно и в полном порядке. Количество желающих уехать из страны значит, превосходило предварительные оценки, поэтому пароходы были сильно перегружены. Помогало эвакуации около 20 французских кораблей. Кроме того, команд, франц. эскадрой на Чёрном море адмирал Ш.А. Дюмениль потребовал от командования Красной армии не мешать эвакуации Русской армии, в к-рой участвовал и французский флот, пригрозив в противном случае подвергнуть бомбардировке один из черноморских городов, находящихся под властью большевиков. Утром 14 ноября суда стали выходить в море из Севастополя, а утром 15 ноября прибыли в Ялту. Из Ялты флот вышел в Феодосию. 16 ноября завершилась погрузка на суда войск и гражданских лиц в Керчи. Переход по морю от крымских портов до Константинополя длился от одного до пяти дней и проходил в трудных условиях нехватки продовольствия и пресной воды. В период с 17 по 21.11.1920 суда с эвакуированными частями Русской армии и беженцами прибыли в Стамбул. Всего в эвакуации было задействовано 126 судов, к-рые вывезли, по различным оценкам, от 136 до 145 тыс. чел. (наиб, достоверной считается цифра в 140 тыс.), в том числе ок. 29 тыс. гражданских лиц.