Икона «Собор святых новомучеников и исповедников российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных». 2000
Русская Православная Церковь (РПЦ), самая крупная из ныне существующих автокефальных поместных православных церквей. Официально к 1914 в Российской империи было 117 млн православных христиан. В ведении РПЦ находилось 35 тыс. начальных школ и 58 семинарий, а также более тысячи действующих монастырей. После отречения Николая II от престола управление страной перешло к Временному правительству, от к-рого в Синод был назначен новый обер-прокурор В.Н. Львов. По его решению из Синода были уволены все архиереи, к-рые были заподозрены в сочувствии к прежнему режиму. В новом составе Синод под председательством митрополита Платона (Рождественского) пытался наладить отношения Церкви с Временным пр-вом. Результатом стал созыв Поместного собора 1917—18. Гл. решением Поместного собора стало восстановление патриаршества, 5(18).11.1917 святейшим патриархом был избран митрополит Тихон (Беллавин). В дни Октябрьского вооружённого восстания 1917 в Москве РПЦ попыталась остановить начавшееся кровопролитие. 2.11.1917 дел. от Поместного собора во гл. с митрополитом Платоном посетили Моск. ВРК с просьбой о прекращении огня. В тот же день Собор принял обращение, в к-ром просил победителей при всех обстоятельствах щадить жизнь побеждённых, не допуская мести и жестокости по отношению к ним. Никаких результатов эти действия не принесли. Придя к власти, пр-во большевиков начало подготовку законодательства об отделении церкви от roc-ва (см. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви). 2.12.1917 Священный Синод опубликовал постановление «О юридическом статусе Русской Православной Церкви», в к-ром содержалось требование не принимать никаких законов, относящихся к Церкви, без предварительной консультации с нею и без её санкции. Пр-во большевиков такая постановка вопроса устроить не могла. 18(31).12.1917 был опубликован декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях, о введении книг актов гражданского состояния, признавший юридически недействительным церковный брак. В январе 1918 декретом СНК были ликвидированы духовники в армии, отменены все государств, дотации и субсидии церкви и духовенству. 20.1(2.2).1918 был принят, а 23.1(5.2).1918 опубликован декрет СНК о свободе совести, церковных религиозных обществах, осуществивший отделение Церкви от гос-ва, национализацию церковного имущества. Согласно декрету РПЦ теряла юридическое лицо, лишалась собственности и права приобретать её. Одним из первых с требованием непринятия закона об отделении церкви от государства выступил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. Подобное ущемление прав Церкви вызвало бурю негодования в среде духовенства. Патриарх Тихон в нервом обращении к всероссийской пастве от 18.12.1917 характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия». 7.8.1918 была прекращена деятельность Поместного собора в связи с конфискацией помещений, где проходила его работа. Вскоре начались гонения и репрессии, направленные на священнослужителей. Положение РПЦ на окраинах страны тоже было крайне сложным. Ещё в марте 1917 без благословения экзарха Грузии Платона в Мцхете состоялся Собор местных епископов, клириков и мирян, к-рый провозгласил восстановление автокефалии Грузинской церкви. Временное пр-во признало грузинскую автокефалию. 29.12.1917(11.1.1918) патриарх Тихой обратился к грузинским архиереям с посланием, в к-ром указывал, что это решение должно быть принято Всероссийским собором. Лишь в 1943 автокефалия Грузинской церкви была законно признана РПЦ. Сложной в первые послереволюционные годы была картина церковной жизни на Украине. Вновь возникла идея отделения Украинской Церкви от Русской Церкви и введения унии. Впоследствии Директория украинская во главе с СВ. Петлюрой объявила об отмене постановления Всероссийского церковного собора об автономии Украинской Церкви и провозгласила Украинскую Церковь автокефальной. Пр-вом Петлюры были арестованы и переданы в качестве пленников польским властям митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) и архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский), был составлен Синод во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Синод не признал власти патриарха Тихона и митрополита Киевского Антония. После прихода в Киев Кр. армии украинский Синод распался, архиепископ Агапит, оказавшийся вскоре на территории, занятой белогвардейской армией А.И. Деникина, и лишённый там сана за учинение раскола, принёс покаяние. После оккупации Киева польской армией в апреле 1920 клирики и миряне неск. приходов Киева объявили о создании новой Всеукраинской церковной рады, к-рая отвергла всех епископов как ставленников Москвы и вновь провозгласила автокефалию. Чтобы пресечь подобные действия патриарх Тихон в 1921 временно упразднил автономию Украинской Церкви и установил для неё статус экзархата, назначив экзархом архиепископа Гродненского Михаила (Ермакова), впоследствии митрополита Киевского. В октябре 1921 Церковная рада по инициативе В.М. Чеховского созвала Всеукраинский собор, к-рый вновь провозгласил автокефалию. 23.10.1921 в сан митрополита был возведён Василий Липковский. Гражданская война, разделившая страну на противостоящие друг другу лагеря, затрудняла связь между Патриархией и епархиальными архиереями, находившимися в городах, занятых белыми армиями. Епархии Сибири и Юга России перешли па самоуправление, организуя местные временные высшие церковные управления (ВВЦУ). В ноябре1918 в Томске состоялось Сибирское церковное совещание, на к-ром было образовано ВВЦУ Сибири и Приуралья во главе с Омским архиепископом Сильвестром. Совещание постановило, что после прекращения своей деятельности Высшее временное церковное управление обязано во всем дать отчёт Святейшему патриарху. После разгрома войск А.В. Колчака в 1919 одни священнослужители эмигрировали, др. [среди них архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), епископы Уфимский Андрей, Златоустовский Николай и Тобольский Иринарх] остались на родине. В мае 1919 в Ставрополе состоялся Юго-Восточный русский церковный собор, на к-ром было образовано Юго-Восточное ВВЦУ. Его председателем стал архиепископ Митрофан (Симашкевич). Впоследствии почётным пред. Юго-Восточного ВВЦУ был избран митрополит Киевский Антоний, самым влиятельным деятелем ВВЦУ был протопресвитер Г.И. Шавельский, возглавлявший военное духовенство. Через него фактически поддерживались связи ВВЦУ со ставкой главнокомандующего Добровольческой армии ген. Деникина. После поражения войск А.И. Деникина в кон. 1919 Россию покинули митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископы Волынский Евлогий (Георгиевский), Минский Георгий (Ярошевский), Лубенский Серафим (Соболев) и др. архиереи. Архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), архиепископ Полтавский Феофан (Быстров), епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) находились в Крыму, в 1920 ещё занятом белыми. После эвакуации венной канонической церковной властью. К кон. 1922 обновленцы смогли занять 2/3 из 30 тыс. действовавших храмов. 29.4.1923 обновленцами был открыт Всероссийский поместный священный собор, в к-ром участвовало 476 дел.: 200 представителей «Живой Церкви», 116 деп. Союза общин Древлеапостольской Церкви (СОДАЦ), 10 — «Церкви возрождения», остальные — беспартийные обновленцы и депутаты, названные «умеренными тихоновцами». Собор вынес приговор о лишении Тихона сана патриарха и монашества. Тихон законности приговора не признал. Большевики готовы были освободить Тихона, если он заявит, что раскаивается в совершённых против сов. власти преступлениях и выразит своё лояльное к ней отношение, признает справедливым состоявшееся привлечение его к суду за эти преступления, откажется от связей со всеми контрреволюционными орг-циями, выразит отрицательное отношение к новому Карловацкому Собору и его участникам, выразит согласие с нек-рыми реформами в области церковной политики. 16.6.1923 Тихон принял все условия и 25.6.1923 был освобождён. 1.7.1923 Тихон в очередной раз заявил, что РПЦ аполитична и не желает быть втянутой в политическую борьбу, осудил обновленчество и тех эмигрантов, к-рые толкали Церковь на путь политической борьбы. 15.7.1923 выразил несогласие со всеми действиями обновленческого ВЦУ. Довольно скоро Тихону удалось восстановить иерархический аппарат и придать церковной орг-ции, по словам самих большевиков, «вид идеологического и органического целого». Окончательно обновленчество прекратило существование вскоре после Великой Отечественной войны 1941—45, когда обновленческое духовенство со своими приходами возвратилось в РПЦ. Эмигрировавшее духовенство в период установления сов. власти оказалось отрезанным от Моск. патриархии. Предвидя такое развитие событий, патриарх Тихон 7(20).11.1920 издал указ, по к-рому архиереи епархий, оказавшихся вне всякой связи с ВЦУ, должны были объединиться и организовать высшую инстанцию церковной власти. В 1920 в Константинополе (ныне Стамбул, Турция) гр. архиереев, эвакуированных из России, с благословения Константинопольского патриарха созвала заграничный собор русских епископов. Ещё до принятого патриархом Тихоном постановления этой гр. было образовано Высшее церковное управление Заграницей (ВЦУЗ). Гл. был избран митрополит Антоний. В 1921 этот центр переехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, где был созван 1-й Всезарубежный русский церковный собор епископов, клириков и мирян. Собор заседал в Сремских Карловцах в составе 155 представителей, избранных во всех р-нах вне сов. России, а также 16 присутствовавших архиереев. Под председательством митрополита Антония Собор рассмотрел все вопросы, связанные с организацией и управлением церковной жизни за границей. Обсуждались также вопросы о помощи голодающим в России. Принятые решения вызвали недовольство сов. np-ва, к-рое потребовало от патриарха Тихона запрещения деятельности заграничного духовенства. Под этим давлением в 1922 патриарх вынужден был издать распоряжение о закрытии ВЦУЗ. В августе 1922 состоялся Собор архиереев Русской Православной Церкви Заграницей (ПРЦЗ), к-рый постановил указ патриарха выполнить и на основе его же распоряжения патриарха от 7(20).11.1920 в виду невозможности связи с Москвой организовать временный Архиерейский синод РПЦЗ. Заграничный Синод докладывал патриарху Тихону о своей деятельности, причём патриарх никаких дальнейших запрещений на заграничных архиереев не налагал, несмотря на настояния большевиков. Запреты стали налагаться только после декларации митрополита Сергия 1927 о признании им сов. власти. Заграничный Синод выразил своё несогласие с ним и постановил порвать все административные связи с Моск. патриархией, ввиду невозможности нормальных отношений. Требование митрополита Сергия заявить о «полной лояльности к сов. пр-ву» удовлетворено не было. Указом Сергиевского Синода от 9.5.1928 Заграничный Синод и Собор были объявлены упразднёнными и все их действия отменёнными. В 1934 Сергиевский Синод осудил «Карловацкую группу» с запрещением в священнослужении впредь до суда или раскаяния. Но власть Моск. патриархии Заграничным Синодом так и не была признана, он продолжал свою деятельность. Объединение РПЦ и РПЦЗ состоялось 17.5.2007 в храме Христа Спасителя в Москве, после того как Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и Высокопреосвященнейший митрополит Лавр, первоиерарх РПЦЗ, подписали Акт о каноническом общении. См. стр. 84.