Выполняется при поддержке РГНФ Проект № 15-33-12016
Маяковский В. В.
Главная / Авторы / Маяковский В. В.
Маяковский В. В.

Маяковский  Владимир Владимирович [7(19)7.1893, с. Багдади, Грузия,- 14.4.1930, Москва], общественный деятель, поэт, дра­матург, публицист, очеркист. В 1906, после смерти отца, М. с матерью и сестрами пере­ехал в Москву. В Москве, увлёкшись идеями    социал-демократии,  он вступил в  1908 в РСДРП и принимал участие в подпольной работе. С этим обстоятельством связано и  прекращение М., после 5-го класса гимна­зии, систематич. общего образования.  Он  трижды арестовывался, но в конце концов   был отпущен на поруки матери, после чего вышел из рядов коммунистич. партии и, во­преки распространённому мнению, впослед­ствии в неё не вступал. В 1911 становится учащимся Школы живописи, ваяния и зод­чества   в   Москве.   С   кон.   1912   —   нач. 1913 принимал участие в художеств, выстав­ках совр. иск-ва, выступал с чтением своих стихов, участвовал в публичных выступле­ниях;  первые публикации (стих.  «Ночь», «Утро») появились в кон. 1912. Принимал участие в «футуристическом турне» по Рос­сии — коллективных выступлениях с лекци­ями и чтением стихов. Первоначальной ре­акцией М. на начало Первой мировой войны 1914—18 было желание вступить доброволь­цем в действующую армию, однако ему было отказано по причине политич. неблагона­дёжности. В сентябре 1915 М. призвали на военную службу, но, благодаря покровитель­ству М. Горького, он был определён в тыло­вую   Военно-автомобильную   школу   под Петроградом. Во время службы продолжал печататься, участвовать в публичных вы­ступлениях.  Радостно встретив  Октябрь­скую рев. 1917, М. определил свою позицию так: «Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось». Поэт стре­мился эстетически осмыслить  «потрясающие факты» новой социалистам, действи­тельности. До Октября у М. не было чёткой социал. перспективы. Нек-рые догмы футуристич. тр. накладывали отпечаток на осо­бенности формы его стихов и на систему социально-эстетич. взглядов.  Творчество  М. начало приобретать новую социально-эстетич. окраску, обусловленную борьбой за иде­алы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирич. плане). Это сказалось уже в пьесе «Мистерия-буфф» (1918) — «...героическом, эпическом и сатирическом изображении на­шей эпохи», первой сов. пьесе на совр. тему. Утверждая величие и героизм простых лю­дей, М. разоблачал творч. бессилие буржуа­зии. В «Левом марше» (1918), своеобразном гимне пролетарской мощи и целеустремлён­ности, поэт призывал к борьбе с врагами ре­волюции. Но эстетич. палитра М. была мно­гоцветной: в стих. «Хорошее отношение к лошадям» (1918) он выступал за богатство эмоций нового человека,  к-рому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному.  Поэма «150 000 000» (1919—20) утверждала ведущую роль рус­ского народа как провозвестника социалистич. революции. В.И. Ленин отрицательно воспринял поэму, видя в ней образец футу­ризма, к к-рому относился негативно. В эти годы М. начинал пролагать путь к демокра­там, иск-ву, созвучному настроению масс. Переехав в марте 1919 в Москву, он работал в «Окнах РОСТА» — рисовал плакаты со стихотворными текстами агитационного ха­рактера (за 3 г. создано ок. 1100 «окон»). В этих плакатах, а также в промышл. и книж­ной графике М. 1920-х особенно ярко про­явились его талант и опыт художника, его броско-лаконичная манера. В поэзии М. в 1920-х появился лирич. герой нового типа: он не отделяет свой интимный мир от боль­шого мира социал. бурь, не мыслит интим­ное вне социал.—  «Люблю»  (1922),  «Про это» (1923), «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928) и др. С 1922 М. активно участвовал в деятельности художеств,  гр. ЛЕФ (Левый фронт искусств), объединившейся вокруг одноимённого журнала. Как и Горький, М. стоял у истоков сов. ленинианы. В поэме «Владимир Ильич Ленин» (1924) деятель­ность вождя пролетарской революции худо­жественно воссоздана на широком историч. фоне. М. осознавал огромное значение лич­ности Ленина — «самого человечного чело­века», «организатора победы» пролетариата. Поэма явилась гимном «атакующему клас­су» — пролетариату и его партии. М. рас­сматривал устремлённость к коммунистам, будущему как критерий всей созидательной деятельности, в т. ч. и поэтич.  «...Великое чувство по имени класс» было основной дви­жущей силой творчества М. сов. времени. Поэму «Хорошо!» (1927) А.В. Луначарский назвал «Октябрьской революцией, отлитой в бронзу». Наряду с Горьким М. стал осново­положником социалистич. реализма в сов. литературе. Поэтич. завещанием и своеоб­разной оценкой собственного творч. пути стала поэма «Во весь голос» (1930). Покон­чил с собой.

Афиша первого представления «Мистерии-буфф» В.В. Маяковского

Афиша первого представления «Мистерии-буфф» В.В. Маяковского

Маяковский В. В.

Тип: Изображение
«Украинцев и русских клич один — да не будет пан над рабочим господин!»

«Украинцев и русских клич один — да не будет пан над рабочим господин!»

Маяковский В. В.

Тип: Изображение
Обложка книги «Для голоса»

Обложка книги «Для голоса»

Маяковский В. В.

Тип: Изображение