Выполняется при поддержке РГНФ Проект № 15-33-12016
Есенин С. А.
Главная / Авторы / Есенин С. А.
Есенин С. А.Есенин Сергей Александрович [21.9 (3.10).1895, с. Константинове, ныне Есенино Рязанской обл.,— 28.12.1925, Ленинград], поэт. Родился в крестьянской семье. Учился в Константиновском земском четырёхгодич­ном уч-ще (1904—09), затем в Спас-Клепиковской закрытой церковно-учительской школе (1909—12) и на историко-философ­ском отделении Моск. городского народного ун-та им. А.Л. Шанявского (1913—14), к-рый не окончил. Подготовленный летом 1912 сб. юношеских стихов «Больные думы» остался при жизни поэта неопубликован­ным. С августа 1912 жил в Москве, работая сначала в лавке у купца, а затем в типогра­фии И.Д. Сытина. Здесь в конце 1913 сбли­зился с Суриковским лит.-муз. кружком и, став вскоре его членом, был избран в редак­ционную комиссию. С 1914 публиковал сти­хи в детских журналах «Мирок», «Прота­линка», «Доброе утро». Неудовлетворённый своим московским вхождением в лит-ру, приехал в 1915 в Петроград. Здесь почти сра­зу же получил высокую оценку со стороны поэтов столичной элиты: А.А. Блока, З.Н. Гиппиус, СМ. Городецкого. Его стихи появи­лись во мн. столичных журналах, осенью 1915 он вошёл в лит. группу «Краса» и лит.- художественное об-во «Страда». В первой половине 1916 был призван в армию, служил санитаром в Царскосельском военно-сани­тарном поезде, что позволяло ему беспрепят­ственно посещать лит. салоны, бывать на приёмах у меценатов, выступать на концер­тах. В нач. 1916 вышла первая книга Е. «Ра­дуница». Во время Февральской рев. 1917 сблизился с левыми эсерами: «Работал с эсе­рами не как партийный, а как поэт». Октяб­рьскую рев. 1917 воспринял как время вели­кого духовного обновления. Сначала в бур­ных революционных событиях Е. видел надежду на скорые и глубокие преобразова­ния всей прежней жизни. Его переполняли надежды на построение нового, крестьянско­го рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплелось в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищённы­ми возгласами в адрес новой власти («Иор­данская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все — 1918). В нач. 1918 пере­ехал в Москву. Воспевая новую действи­тельность и её героев, Е. пытался соответст­вовать времени («Кантата», 1919). И лирика, и образ лирич. героя, и сам облик поэта изме­нились,  пришла поэзия  «бунта».  Принял участие в двух сбор. «Скифы» (1917, 1918), выпущенных ориентирующейся на левых эсеров одноимённой лит. группой. В 1919 Е,— один из создателей (вместе с А.Б. Мариенгофом, В.Г. Шершеневичем и Р. Ивневым) русского имажинизма. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу — стремление очистить форму от «пыли содер­жания». В имажинизме Е. привлекало при­стальное внимание к художественному обра­зу, немалую роль играла и общая бытовая не­устроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени. В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Е. размышлял об истоках образного мышления, к-рые видел в фольк­лоре, в древнерусском иск-ве, в «узловой за­вязи природы с сущностью человека», в на­родном творчестве. Эти мысли он изложил в трактате «Ключи Марии» (1919), в к-ром высказывал надежду па воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь всё на тот же деревенский ук­лад. Очень скоро Е. понял, что большеви­ки — вовсе не те, за кого хотели бы себя вы­дать. И вот настроение приподнятости и на­дежд сменилось у Е. растерянностью, недоумением перед происходящим. Голод и разруха распространялись по стране, а на смену завсегдатаям бывших лит. салонов, мн. из к-рых уже эмигрировали, пришла весьма разношёрстная лит. и окололит. пуб­лика. Уже в 1921 Е. выступил в печати с кри­тикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. «Я последний поэт деревни» — написал Е. в стихотворении (1920), посвященном своему другу писателю Мариенгофу. В одном из пи­сем 1920 он признавался: «Мне очень груст­но сейчас, что история переживает тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нём живому, тес­но строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног гря­дущих поколений». В то же время Е. работал над поэмами «Пугачёв» и «Номах». Фигу­рой Е. Пугачёва он интересовался уже не­сколько лет, собирал материалы, мечтал о те­атральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Н.И. Махно — руково­дителя Повстанческой армии в годы Граж­данской войны. В поэмах явственно звучал протест против современной Е. действитель­ности, в к-рой он не видел и намёка на спра­ведливость. Женившись в 1922 на американ­ской танцовщице А. Дункан, Е. более года провёл с нею в турне по Зап. Европе и Аме­рике. Поначалу европейские впечатления наводили Е. на мысль о том, что он разлюбил «нищую Россию», но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начали казаться ему царством мещанства и скуки. Пессими­стические упадочнические настроения отра­зились в цикле «Москва кабацкая» (1921 — 24), в поэме «Чёрный человек» (1925). В это время в его стихах всё чаще начали звучать мотивы беспросветного одиночества, пьяно­го разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие нек-рые его стихи с жанром городского романса. Брак с Дункан вскоре распался, и Е. вновь оказался в Моск­ве, не находя себе места в новой большевист­ской России. 1924—25 были для Е. годами перелома.  В  «Песни о великом походе», сборнике «Русь Советская» (1925), стихах «Возвращение на родину»,  «Капитан земли», вступлении к эпической поэме «Гуляй-поле» Е. стремился «...постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь». Поэт воссоздал в своих стихах образ В.И. Ленина; воспевал   подвиг   бакинских   комиссаров («Баллада о двадцати шести», 1924); в поэме «Анна Онегина» (1925) реалистически пока­зал новую, революционную жизнь села. Среди написанных тогда же лирических стихов широко известны цикл «Персидские мотивы» (сборник 1925), стихи «Письмо матери», «Собаке Качалова». Однако, несмотря на ис­креннее желание понять «иную жизнь села» и уважение к новой, интернациональной России, Е. продолжал чувствовать себя поэ­том «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». В состоянии тяжёлой душевной депрессии покончил с собой.
Статья в журнале «Огонёк» о смерти С.А. Есенина

Статья в журнале «Огонёк» о смерти С.А. Есенина

Есенин С. А.

Тип: Изображение