Выполняется при поддержке РГНФ Проект № 15-33-12016
Филонов П. Н.
Главная / Авторы / Филонов П. Н.

Филонов Павел Николаевич [8(20). 1.1883, Москва,— 3.12.1941, Ленинград, ныне С.-Петербург], художник, теоретик искусст­ва, поэт. Рано начал рисовать. До одиннадца­ти лет Ф. был танцором в московских теат­рах. Окончил в Москве начальную школу. После переезда в С.-Петербург в 1897 Ф. по­ступил в живописно-малярные мастерские и по окончании их работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898, он по­сещал вечерние рисовальные классы Обще­ства поощрения художеств, а с 1903 учился в частной мастерской академика Л. Дмитрие­ва-Кавказского. В 1905—07 Ф. путешество­вал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим. Завершив занятия в частной мастерской, Ф. трижды пытался поступить в С.-Петербург­скую академию художеств; в 1908 был при­нят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из к-рой «добровольно вы­шел» в 1910. К тому же году относилось уча­стие Ф. в выставке «Союза молодёжи», со­зданного по инициативе Е.Г. Гуро и М.П. Матюшина; к зиме 1910 — «первая картина» (по утверждению самого художника) - «Го­ловы». Участвовал в выставках и мероприятиях «Союза молодёжи» до его распада в 1914. К этому периоду относятся его полоша «Пир королей» (1913), «Крестьянская семья» (1914), «Мужчина и женщина» (1912—13), а также многочисленные работы на бумаге и картоне, к-рые он называл «фор­мулами». Первые значительные произведения Ф. вплотную примыкали к символизму и модерну с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и интересом к «вечным темам» бытия. В них вырабатывалась сам» бытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками -как прочно «сделанную» вещь. В его образах утверждалась идея органической художест­венной формы, аналогичной природным формам и процессам. В 1912 Ф. написал статью «Канон и закон», в к-рой сформули­ровал принципы своего аналитического ис­кусства: антикубизм, принцип «органиче­ского» — от частного к общему. Художник совершил поездки по Италии, Франции. В 1913 создал декорации для постановки тра­гедии В.В. Маяковского «Владимир Маяков­ский» в т-ре петербургского Луна-парка. К этому периоду относилось сближение Ф. с В. Хлебниковым (облик Ф. угадывается в рас­сказе Хлебникова «Ка»). Ф. написал портрет поэта (не сохранился) и иллюстрировал его «Изборник» (1914). В 1915 опубликовал свою поэму «Пропевень о проросли миро­вой», где антивоенный пафос сочетался с ми­стическими мотивами всеобщего преображе­ния человека и природы. Книга была проил­люстрирована рисунками автора. В 1915 Ф. и его группа выпустили манифест «Интим­ная мастерская живописцев и рисовальщи­ков «Сделанные картины», где провозглаша­лась реабилитация живописи (в противовес К.С. Малевичу) и картин, «сделанных картин и сделанных рисунков». Каждое прикосно­вение к холсту, по Ф.,— «единица действия», атом. Ф. были важны методы, к-рыми дейст­вует природа, а не она сама. Его метод вклю­чал равнозначно абстрактное и фигуратив­ное. В 1915 написал картину «Цветы миро­вого расцвета», к-рая вошла в цикл «Ввод в мировой расцвет». Осенью 1916 Ф. был мо­билизован в действующую армию и был направлен на Румынский фронт Первой ми­ровой войны 1914—18 рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. После Октяб­рьской рев. 1917 занимал должность предсе­дателя Исполнительного ВРК Придунайского края в Измаиле. Вернувшись с фронта в Петроград (1918), мастер активно вклю­чился в культурную жизнь города. Он стал одним из инициаторов создания местного Инхука и с 1923 руководил в нём отделом об­щей идеологии; в том же году опубликовал «Декларацию Мирового расцвета» (1923), на базе к-рой в 1925—27 сложился коллектив его учеников и последователей («Мастера аналитического искусства»). Его произведе­ния этих лет эпически формулировали це­лые монументальные пласты жизни («фор­мулы» — пролетариата, революции, космоса, весны, составлявшие большие живописно-графические циклы; огромная серия «голов»). Однако при всей искренности ре­волюционных убеждений Ф., социальная утопия в его искусстве парадоксально соче­талась с антиутопией, обнажающей трагиче­ские разрывы и трещины бытия. Его первую персональную выставку в залах Русского музея запретили (1929), его стиль стал объ­ектом систематич. нападок прессы. Пытался работать в духе соцреализма («Тракторный цех Путиловского завода», 1931) «И.В. Ста­лин», 1936). Серийные «формулы» с одной стороны переполнялись чувством всеобщего распада, с другой — художник сохранял сто­ическую убеждённость в правоте коммуни­стических идеалов. Именно поэтому Ф. ка­тегорически отказывался и запрещал прода­вать свои вещи,— считая их достоянием пролетариата. Умер Ф. в блокадном Ленин­граде.

 «Первые Советы»

«Первые Советы»

Филонов П. Н.

Тип: Изображение