Выполняется при поддержке РГНФ Проект № 15-33-12016
«Собор святых новомучеников и исповедников российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных»
Главная / Образы революции / «Собор святых новомучеников и исповедников российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных»
 «Собор святых новомучеников и исповедников российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных»

Икона «Собор святых новомучеников и исповедников российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных». 2000    


    Русская Православная Церковь (РПЦ), самая крупная из ныне существую­щих автокефальных поместных православ­ных церквей. Официально к 1914 в Россий­ской империи было 117 млн православных христиан. В ведении РПЦ находилось 35 тыс. начальных школ и 58 семинарий, а также более тысячи действующих мона­стырей. После отречения Николая II от пре­стола управление страной перешло к Вре­менному правительству, от к-рого в Синод был назначен новый обер-прокурор В.Н. Львов. По его решению из Синода были уво­лены все архиереи, к-рые были заподозрены в сочувствии к прежнему режиму. В новом составе Синод под председательством мит­рополита Платона (Рождественского) пы­тался наладить отношения Церкви с Вре­менным пр-вом. Результатом стал созыв По­местного собора 1917—18. Гл. решением Поместного собора стало восстановление патриаршества, 5(18).11.1917 святейшим патриархом был избран митрополит Тихон (Беллавин). В дни Октябрьского вооружён­ного восстания 1917 в Москве РПЦ попыта­лась остановить начавшееся кровопролитие. 2.11.1917 дел. от Поместного собора во гл. с митрополитом Платоном посетили Моск. ВРК с просьбой о прекращении огня. В тот же день Собор принял обращение, в к-ром просил победителей при всех обстоятельст­вах щадить жизнь побеждённых, не допуская мести и жестокости по отношению к ним. Никаких результатов эти действия не принесли. Придя к власти, пр-во большевиков начало подготовку законодательства об от­делении церкви от roc-ва (см. Декрет об от­делении церкви от государства и школы от церкви). 2.12.1917 Священный Синод опуб­ликовал постановление «О юридическом статусе Русской Православной Церкви», в к-ром содержалось требование не прини­мать никаких законов, относящихся к Церк­ви, без предварительной консультации с нею и без её санкции. Пр-во большевиков такая постановка вопроса устроить не могла. 18(31).12.1917 был опубликован декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях, о введении книг актов гражданского состоя­ния, признавший юридически недействи­тельным церковный брак. В январе 1918 де­кретом СНК были ликвидированы духовни­ки в армии, отменены все государств, дотации и субсидии церкви и духовенству. 20.1(2.2).1918 был принят, а 23.1(5.2).1918 опубликован декрет СНК о свободе совести, церковных религиозных обществах, осуще­ствивший отделение Церкви от гос-ва, наци­онализацию церковного имущества. Соглас­но декрету РПЦ теряла юридическое лицо, лишалась собственности и права приобре­тать её. Одним из первых с требованием не­принятия закона об отделении церкви от го­сударства выступил митрополит Петроград­ский и Гдовский Вениамин. Подобное ущемление прав Церкви вызвало бурю него­дования в среде духовенства. Патриарх Ти­хон в нервом обращении к всероссийской па­стве от 18.12.1917 характеризовал пережива­емую страной эпоху как «годину гнева Божия». 7.8.1918 была прекращена деятель­ность Поместного собора в связи с конфи­скацией помещений, где проходила его работа. Вскоре начались гонения и репрессии, на­правленные на священнослужителей. Поло­жение РПЦ на окраинах страны тоже было крайне сложным. Ещё в марте 1917 без бла­гословения экзарха Грузии Платона в Мцхете состоялся Собор местных епископов, кли­риков и мирян, к-рый провозгласил восста­новление автокефалии Грузинской церкви. Временное пр-во признало грузинскую авто­кефалию. 29.12.1917(11.1.1918) патриарх Тихой обратился к грузинским архиереям с посланием, в к-ром указывал, что это реше­ние должно быть принято Всероссийским собором. Лишь в 1943 автокефалия Грузин­ской церкви была законно признана РПЦ. Сложной в первые послереволюционные го­ды была картина церковной жизни на Укра­ине. Вновь возникла идея отделения Укра­инской Церкви от Русской Церкви и введе­ния унии. Впоследствии Директория украинская во главе с СВ. Петлюрой объ­явила об отмене постановления Всероссий­ского церковного собора об автономии Укра­инской Церкви и провозгласила Украин­скую Церковь автокефальной. Пр-вом Петлюры были арестованы и переданы в ка­честве пленников польским властям митро­полит Киевский Антоний (Храповицкий) и архиепископ Волынский Евлогий (Георги­евский), был составлен Синод во главе с ар­хиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Синод не признал власти патриарха Тихона и митрополита Киевского Антония. После прихода в Киев Кр. армии украинский Синод распался, архиепископ Агапит, оказавшийся вскоре на территории, занятой белогвардейской армией А.И. Дени­кина, и лишённый там сана за учинение рас­кола, принёс покаяние.  После оккупации Киева польской армией в апреле 1920 кли­рики и миряне неск. приходов Киева объяви­ли о создании новой Всеукраинской церков­ной рады, к-рая отвергла всех епископов как ставленников Москвы и вновь провозгласи­ла автокефалию. Чтобы пресечь подобные действия патриарх Тихон в 1921 временно упразднил автономию Украинской Церкви и установил для неё статус экзархата, назна­чив экзархом архиепископа Гродненского Михаила (Ермакова), впоследствии митро­полита Киевского. В октябре 1921 Церков­ная рада по инициативе В.М. Чеховского со­звала Всеукраинский собор, к-рый вновь провозгласил автокефалию. 23.10.1921 в сан митрополита был возведён Василий Липковский.  Гражданская война, разделившая страну на противостоящие друг другу лаге­ря, затрудняла связь между Патриархией и епархиальными архиереями, находившими­ся в городах, занятых белыми армиями. Епархии Сибири и Юга России перешли па самоуправление, организуя местные времен­ные высшие церковные управления (ВВЦУ). В ноябре1918 в Томске состоялось Сибирское церковное совещание, на к-ром было образовано ВВЦУ Сибири и Приуралья во главе с Омским архиепископом Сильвестром. Совещание постановило, что после прекращения своей деятельности Вы­сшее временное церковное управление обя­зано во всем дать отчёт Святейшему патри­арху. После разгрома войск А.В. Колчака в 1919 одни священнослужители эмигрирова­ли, др. [среди них архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), епископы Уфим­ский Андрей, Златоустовский Николай и То­больский Иринарх] остались на родине. В мае 1919 в Ставрополе состоялся Юго-Вос­точный русский церковный собор, на к-ром было образовано Юго-Восточное ВВЦУ. Его председателем стал архиепископ Митрофан (Симашкевич). Впоследствии почётным пред. Юго-Восточного ВВЦУ был избран митрополит Киевский Антоний, самым вли­ятельным деятелем ВВЦУ был протопресви­тер Г.И. Шавельский, возглавлявший воен­ное духовенство. Через него фактически поддерживались связи ВВЦУ со ставкой главнокомандующего Добровольческой ар­мии ген. Деникина. После поражения войск А.И. Деникина в кон. 1919 Россию покинули митрополит Антоний (Храповицкий), архи­епископы Волынский Евлогий (Георгиев­ский), Минский Георгий (Ярошевский), Лубенский Серафим (Соболев) и др. архиереи. Архиепископ Таврический Димитрий (Аба­шидзе), архиепископ Полтавский Феофан (Быстров), епископ Севастопольский Вени­амин (Федченков) находились в Крыму, в 1920  ещё занятом белыми. После эвакуации венной канонической церковной властью. К кон. 1922 обновленцы смогли занять 2/3 из 30 тыс. действовавших храмов. 29.4.1923 об­новленцами был открыт Всероссийский по­местный священный собор, в к-ром участво­вало 476 дел.: 200 представителей «Живой Церкви», 116 деп. Союза общин Древлеапостольской Церкви (СОДАЦ), 10 — «Церкви возрождения», остальные — беспартийные обновленцы и депутаты, названные «умерен­ными тихоновцами». Собор вынес приговор о лишении Тихона сана патриарха и монаше­ства. Тихон законности приговора не при­знал. Большевики готовы были освободить Тихона, если он заявит, что раскаивается в совершённых против сов. власти преступле­ниях и выразит своё лояльное к ней отноше­ние, признает справедливым состоявшееся привлечение его к суду за эти преступления, откажется от связей со всеми контрреволю­ционными орг-циями, выразит отрицатель­ное отношение к новому Карловацкому Со­бору и его участникам, выразит согласие с нек-рыми реформами в области церковной политики. 16.6.1923 Тихон принял все усло­вия и 25.6.1923 был освобождён. 1.7.1923 Ти­хон в очередной раз заявил, что РПЦ аполи­тична и не желает быть втянутой в политиче­скую борьбу, осудил обновленчество и тех эмигрантов, к-рые толкали Церковь на путь политической борьбы. 15.7.1923 выразил несогласие со всеми действиями обновленче­ского ВЦУ. Довольно скоро Тихону удалось восстановить иерархический аппарат и при­дать церковной орг-ции, по словам самих большевиков, «вид идеологического и орга­нического целого». Окончательно обновлен­чество прекратило существование вскоре по­сле Великой Отечественной войны 1941—45, когда обновленческое духовенство со свои­ми приходами возвратилось в РПЦ. Эмигри­ровавшее духовенство в период установле­ния сов. власти оказалось отрезанным от Моск. патриархии. Предвидя такое развитие событий, патриарх Тихон 7(20).11.1920 из­дал указ, по к-рому архиереи епархий, ока­завшихся вне всякой связи с ВЦУ, должны были объединиться и организовать высшую инстанцию церковной власти. В 1920 в Кон­стантинополе (ныне Стамбул, Турция) гр. архиереев, эвакуированных из России, с бла­гословения Константинопольского патриар­ха созвала заграничный собор русских епи­скопов. Ещё до принятого патриархом Тихо­ном постановления этой гр. было образовано Высшее церковное управление Заграницей (ВЦУЗ). Гл. был избран митрополит Анто­ний. В 1921 этот центр переехал в Королев­ство сербов, хорватов и словенцев, где был созван 1-й Всезарубежный русский церков­ный собор епископов, клириков и мирян. Собор заседал в Сремских Карловцах в со­ставе 155 представителей, избранных во всех р-нах вне сов. России, а также 16 присутство­вавших архиереев. Под председательством митрополита Антония Собор рассмотрел все вопросы, связанные с организацией и управ­лением церковной жизни за границей. Об­суждались также вопросы о помощи голода­ющим в России. Принятые решения вызвали недовольство сов. np-ва, к-рое потребовало от патриарха Тихона запрещения деятельно­сти заграничного духовенства. Под этим дав­лением в 1922 патриарх вынужден был из­дать распоряжение о закрытии ВЦУЗ. В ав­густе 1922 состоялся Собор архиереев Русской Православной Церкви Заграницей (ПРЦЗ), к-рый постановил указ патриарха выполнить и на основе его же распоряжения патриарха от 7(20).11.1920 в виду невозмож­ности связи с Москвой организовать времен­ный Архиерейский синод РПЦЗ. Загранич­ный Синод докладывал патриарху Тихону о своей деятельности, причём патриарх ника­ких дальнейших запрещений на загра­ничных архиереев не налагал, несмотря на настояния большевиков. Запреты стали на­лагаться только после декларации митропо­лита Сергия 1927 о признании им сов. вла­сти. Заграничный Синод выразил своё несо­гласие с ним и постановил порвать все административные связи с Моск. патриар­хией, ввиду невозможности нормальных от­ношений. Требование митрополита Сергия заявить о «полной лояльности к сов. пр-ву» удовлетворено не было. Указом Сергиевско­го Синода от 9.5.1928 Заграничный Синод и Собор были объявлены упразднёнными и все их действия отменёнными. В 1934 Серги­евский Синод осудил «Карловацкую груп­пу»  с запрещением в священнослужении впредь до суда или раскаяния. Но власть Моск. патриархии Заграничным Синодом так и не была признана, он продолжал свою деятельность. Объединение РПЦ и РПЦЗ состоялось 17.5.2007 в храме Христа Спаси­теля в Москве, после того как Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и Высокопреосвященнейший митрополит Лавр, первоиерарх РПЦЗ, подписали Акт о каноническом общении. См. стр. 84.

В разделе представлены фотоматериалы той эпохи, а также визуальные и художественные интерпретации тех событий в разные периоды российской истории с 1917 по 2017 год.
Ленин В.И. за рабочим столом в своем набинете в Кремле.

Ленин В.И. за рабочим столом в своем набинете в Кремле.


Ленин Владимир Ильич
Тип: Фотография
Ленин В.И. и Крупская Н.К. выходят из здания Высших женских курсов (ныне Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина) после заседания (Всероссийского съезда по просвещению.

Ленин В.И. и Крупская Н.К. выходят из здания Высших женских курсов (ныне Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина) после заседания (Всероссийского съезда по просвещению.


Ленин Владимир Ильич
Тип: Фотография
Ленин В.И. произносит речь перед участниками I Всероссийского съезда по просвещению в здании Высших женских курсов (ныне Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина).

Ленин В.И. произносит речь перед участниками I Всероссийского съезда по просвещению в здании Высших женских курсов (ныне Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина).


Ленин Владимир Ильич
Тип: Фотография
Ленин В.И. и Ульянова М.И. направляются в Большой театр на заседание V Всероссийского съезда Советов.

Ленин В.И. и Ульянова М.И. направляются в Большой театр на заседание V Всероссийского съезда Советов.


Ленин Владимир Ильич
Тип: Фотография
Новости 1 - 4 из 254
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все